Вне зоны доступа. Гительсон не смог оспорить результаты банкротства

Автор фото: Кирилл Ефимов
На этой неделе 13–й арбитражный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу экс–главы Восточно–Европейской финансовой корпорации (ВЕФК) Александра Гительсона на решение арбитражного суда СПб и ЛО, который в сентябре завершил процедуру реализации его имущества. При этом он отказался освободить Гительсона от исполнения обязательств перед кредиторами, что тот и оспорил. Первая инстанция мотивировала свое решение тем, что должник ранее был осужден за мошенничество, а также привлечен к субсидиарной ответственности в рамках другого арбитражного разбирательства. В настоящее время финансист смог закрыть менее 0,5% своих обязательств перед кредиторами. При реализации имущества было выручено около 15 млн рублей.

Долги на продажу

Крупнейшим кредитором Гительсона остается входивший в ВЕФК Инкасбанк, председателем совета директоров которого он был. Инкасбанк с 2009 года, когда ЦБ отозвал у организации лицензию, проходит процедуру банкротства, конкурсным управляющим выступает Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Весной арбитраж удовлетворил требование АСВ о взыскании 11,3 млрд рублей с самого банкира и других контролирующих лиц: председателя правления Инкасбанка Татьяны Лебедевой и главного бухгалтера Людмилы Саморуковой. Суд согласился с доводами агентства, что своими действиями, в частности выдачей невозвратных кредитов аффилированным структурам, они нанесли ущерб банку, что в том числе привело к его банкротству. Позже это решение подтвердила апелляционная инстанция.
Между тем АСВ ранее уже пыталось привлечь Гительсона, Лебедеву, Саморукову к субсидиарной ответственности в рамках банкротства Инкасбанка. Суд в 2014 и 2016 годах удовлетворял ходатайства на ту же сумму, но кассационный суд оба раза отменял эти определения из–за недоказанности вины каждого в точном размере нанесенного ущерба. В третий раз конкурсный управляющий добился солидарного взыскания денежных средств. На следующей неделе состоятся торги, на которые АСВ выставило право требования на сумму 11,3 млрд рублей к Александру Гительсону и Татьяне Лебедевой (она сейчас находится в банкротстве). Второй лот, на 200 млн рублей, — к финансисту и Людмиле Саморуковой.
Впрочем, реалистичность взыскания таких сумм под вопросом. Александр Гительсон, по всей видимости, находится за пределами России. Летом 2017 года его объявили в международный розыск в рамках очередного уголовного дела и заочно арестовали. По версии следствия, в 2007–2008 годах он и заместитель председателя правления Иван Бибинов вывели из банка через кредитование подконтрольных фирм более 20 млрд рублей.
Ранее Бибинов пошел на сделку со следствием, дал показания на бывшего руководителя и получил в 2015 году 4 года условно.
СК планировал предъявить обвинение Гительсону по этому делу вскоре после его освобождения в мае 2017 года из колонии, где он отбывал совокупно 5 лет за хищение из бюджета Ленобласти 1,8 млрд рублей, размещенных в ВЕФК. По этому делу Гительсона также объявляли в международный розыск, в 2013 году его задержали в Вене и экстрадировали по запросу российской стороны. Тогда Австрия выдала финансиста в рамках конкретного расследования. Для привлечения его к ответственности по другим обвинениям СК необходимо согласие австрийских властей. Оно было получено летом 2017 года, но на допрос Гительсон не явился, прислав адвоката.
Созданная им в 2004 году ВЕФК, которая объединяла девять региональных коммерческих банков, начала испытывать финансовые трудности в 2007–м. В 2008 году она обанкротилась, как и входившие в структуру холдинга Инкасбанк, Петро–Аэро–банк, Рускобанк и др. На санацию ВЕФК АСВ потратило более 40 млрд рублей.