Важно научиться делегировать полномочия. Основная проблема руководителей — "Я сам"

Мы с подругой открыли свое первое швейное ателье в 2014 году, это был примерно 3–4–й курс. Изначально работали вдвоем. Весь бизнес, в том числе сам пошив вещей, лежал на наших плечах. Мы пытались накопить денег на открытие второго ателье, но, как это бывает, вся прибыль уходила обратно в бизнес. Откладывать не получалось.
Через год после запуска мы начали нанимать людей. Брали одного, другого, но они не задерживались. Сначала мы думали, что дело в них, они нас не понимают. Но спустя какое–то время я поняла, что дело в нас. Мы не умели делегировать обязанности и доверять людям. Думали, что можем все сделать лучше всех, а другой человек не сможет так, как мы. Это очень распространенная среди руководителей проблема, называется "Я сам".
Как–то я зашла в городской Центр развития и поддержки предпринимательства показать свой проект. Там познакомилась с одним из фондов поддержки предпринимательства — его сотрудники посчитали, что из моего проекта может что–то получиться. Они пригласили к себе в гости для разбора недочетов. На протяжении месяца мы готовили бизнес–план — для меня это было безумно сложно. Вначале я не понимала, что это вообще такое. Через полтора месяца я защитила бизнес–план и получила в банке–партнере этого фонда кредит с минимальной ставкой.
Я стала увереннее. Мне стало проще решать такие вопросы, как поиск арендодателей и ведение переговоров. Я научилась не идти слепо на поводу, а требовать от партнеров каких–то условий, узнала тонкости оформления договоров. Все кредитные деньги ушли на открытие нового ателье, у меня появился новый сайт, название, новые клиенты — это уже был настоящий бизнес. Год назад с привлечением субсидий я открыла вторую точку. Оба ателье успешно работают, поэтому сейчас я думаю об открытии собственного мини–производства по обслуживанию корпоративных клиентов и работе в сегменте b2b. В этой же сфере другие клиенты и другие объемы — мне это больше по душе. Мне нравится масштаб, ведь нужно сшить не одну вещь, а 300. Сегодня у меня уже есть команда, я спокойно отношусь к большим заказам.
Мне кажется, основная проблема начинающих предпринимателей — это делегирование полномочий. Этому я сама учусь и сейчас. Сложно доверить свое детище кому–то другому. Я общаюсь с клиентами как менеджер. Мне сложно нанять человека, который станет лицом моей фирмы, будет общаться с другими компаниями. Например, мы работаем с ДЛТ. Естественно, мне страшно доверить кому–то другому ведение переговоров с ними. Ведь одно неверное движение или слово может все испортить.
Сегодня существует много сервисов, которые облегчают работу бизнесменам. Раньше я не понимала, как взаимодействовать с налоговой службой, а теперь у меня есть программа, через которую я раз в квартал заполняю и отправляю налоговую декларацию. На этом мое общение с налоговой службой заканчивается.
Планирую в ближайшие месяцы внедрять CRM–систему и онлайн–кассы. Я считаю, что это очень удобно.
Виктория Приходько, основательница ателье "Вельвет"