От намаза к футболу. Организатор Aurora Fashion Week и совладелец бренда мусульманской одежды запустил линейку для футбольных фанатов

Автор фото: Михаил Тихонов
Предприниматель Артем Балаев
Осенью Артем Балаев, экс–продюсер фестиваля "О да, еда!" и Aurora Fashion Week, совместно со специалистом по Китаю Николаем Семаковым запустил новый бренд одежды "ФК "Текстильщик" (ООО "СММ–отдел"). По словам Артема Балаева, название не уникальное, этим именем названы несколько российских футбольных клубов, из Иванова и Камышина Волгоградской области.
Как выяснили бизнес–партнеры, получать разрешение на использование слова не нужно.
Собственные средства в размере 1 млн рублей команда потратила на закупку материалов и готовых изделий. Официальные продажи продукции через социальные сети начались 2 недели назад, за это время команда "Текстильщика" продала несколько десятков футболок.

Мода вместо сувенира

Идея создавать одежду для болельщиков возникла у предпринимателей во время ЧМ–2018. По мнению Артема Балаева, ниша модной одежды со спортивной символикой в России свободна, стандартная атрибутика в виде шарфов и прочего текстиля для фанатов чаще всего носит сувенирный характер. В повседневной жизни ее не надевают.
"Я с 1990–х хожу на футбол, — говорит Балаев. — И мы хотим увести болельщиков от околофутбольных тем вроде истерики вокруг истории с Кокориным и Мамаевым к настоящим историям — рассказать о становлении российского футбола".
Например, компания выпустит свитшоты со словом "Зенит", но красного цвета. Дело в том, что в середине прошлого века, в 50–е годы, команда носила красную форму. "Об этом знают те, кто поддерживает футбольный клуб", — говорит Артем Балаев.
Подобную одежду можно делать для болельщиков разных команд. При этом предприниматели не используют официальную символику клубов, которые сами выпускают фирменную текстильную продукцию и продают ее в розничных магазинах.
За отсылки к значимым моментам в истории российского футбола отвечает Николай Семаков, сам Артем Балаев занимается маркетингом.

"Ближе к традициям

Компания Артема Балаева в основном покупает готовые изделия у ряда производителей, например у "Военторга", и дорабатывает на швейных предприятиях Петербурга, делая нашивки, аппликации и пр. В общей сложности бренд сотрудничает с пятью–семью поставщиками. Также Балаев использует небольшое производство на Петроградской стороне, которое принадлежит дизайнеру Сете Яндиевой, — вместе с ней он с 2015 года развивает бренд одежды для мусульманок YAND. Тогда бизнес–партнеры решили, что бренд будет сфокусирован только на платьях для намаза: как и в случае с одеждой для футбольных болельщиков, ниша оказалась свободной. Постепенно линейка одежды расширялась и пополнилась повседневными уличными предметами гардероба, которые также отвечали религиозным требованиям.
"Это специфическая ниша, — рассказывает Балаев. — На Петербург приходится минимум заказов, в основном покупатели приезжают из Москвы, Кавказа и приобретают платье в подарок. Наряды через интернет заказывают из Франции и Великобритании. При всем изобилии подобной одежды от крупных производителей вроде Zara бренды не заботятся о деталях, допуская такие вольности, как открытые локти, спина и пр. Мусульманки не носят такие наряды".
По словам предпринимателя, ежемесячно YAND получает десятки заказов, при этом с учетом ручной работы платье может стоить до 2,5 млн рублей.
Сейчас в Петербурге работает более 10 ателье и дизайн–студий, которые специализируются на мусульманских нарядах. Среди крупнейших российских производителей бренды Hayat, L. Pati & Co, Bella Kareema, Rezeda Suleyman, YAND и пр. По разным данным, в Петербурге может проживать более 200 тыс. мусульман. Объем петербургского рынка женской одежды для намаза может достигать более 50 млн рублей.
С точки зрения Дмитрия Тимуршина, основателя модного пространства "Среда" в Гостином Дворе и магазина Freedom Store, сейчас потребителям интересна одежда, отражающая их индивидуальность.
"Изначально футбольные болельщики — это узкая ниша, но теперь она становится шире, то есть люди готовы носить минималистичную одежду с футбольной символикой как повседневную. Можно сказать, в моду входит интеллигентный патриотизм", — объясняет предприниматель. Также, по его словам, в петербургской рознице можно встретить и мусульманские наряды. "Такую одежду не обязательно покупают приверженцы определенной веры. Это длинные платья и, как правило, по пошиву и по тканям довольно качественные", — говорит Дмитрий Тимуршин.