Оцифрованное доверие

В этом году "Деловой Петербург" решил доверить оценку репутации девелоперов профессионалам рынка — риелторам, которые занимаются продажей квартир в новостройках.

Для того чтобы получить наиболее широкую оценку, мы опросили сотрудников восьми агентств недвижимости и в итоге получили 50 анкет. Опрос, естественно, был анонимный. В анкету попали лишь строительные компании, зарегистрированные в Петербурге.
Уровень доверия к каждой конкретной компании нужно было оценить по 10–балльной системе и отметить в табличке возможности работы с каждой из них. В результате мы получили три уровня доверия (А, В, С) брокеров девелоперам. В крайних случаях — доверия уровня А и доверия уровня С — особых сюрпризов не было.
Все 17 компаний с доверием А давно работают на рынке и являются его неоспоримыми лидерами. Новичков здесь нет, тем более что практически все они улучшили качество проектов и (за редким исключением) стали соблюдать сроки строительства.
Большинство тех, кто попал в уровень С, пока имеют нерешенные проблемы с достройкой существующих жилых комплексов. А ряд компаний, например "Норманн" или "Ленспецстрой", вряд ли смогут их решить. Проблемы "Унисто Петросталь", "Дальпитерстроя" и "Нависа" также известны и понятны. Компенсировать свою репутацию они могут, лишь снизив цены. Впрочем, здесь есть большой риск сорваться в пике: ниже цены — меньше денег, хуже качество и сроки — еще ниже цены, и так вплоть до дна.
Впрочем, и со дна можно подняться. Об этом говорит опыт "Л1", которую хоронили уже несколько десятков раз. Вряд ли, если бы спрашивали риелторов про репутацию "ЛЭК" лет пять назад, она бы оказалась так высока. Но… объекты постепенно достраиваются и сдаются, доверие повышается.
Странным показалось наличие в средней группе "Ленстройтреста" и "ЛенРусСтроя". Но здесь можно сказать, что компании занимают на рынке не самую активную позицию по разным причинам. К тому же название "ЛенРусСтроя" визуально и при прочтении напоминает бренд "ЛенСпецСтрой", владелец которого Дмитрий Афанасьев сидит в данный момент в СИЗО.
Слабая активность на рынке медиа также, скорее всего, помешала "Абсолют Строй Сервису" и "Отделстрою". Компании давно на рынке, но их мало кто знает. Если на рынке масс–маркета это можно было компенсировать ценой товара, то результаты работы в бизнес–классе покажут, верна ли была их стратегия.
Наличие в середине Seven Suns Development, Glorax Development и "Красной стрелы" можно отнести к тому, что компании пока так и не стали "своими" на петербургском рынке. Как показал опрос, для того чтобы "пришлый девелопер" стал популярным на рынке Северной столицы, он должен быть финном или скандинавом. Пример тому — Bonava и ЮИТ.
"Лидер групп", выбыв из группы лидеров, постепенно растрачивает доверие посредников. А вот образованный известными для рынка людьми "Евроинвест девелопмент" поднимается.
Лично для меня непонятна позиция "БФА девелопмента", и объяснить его отсутствие в топе лидеров мы не можем.
Впрочем, надо понимать, что, как любой рейтинг, наш не избежал субъективности. Так, в частности, он отражает, как компания работает с брокерами, какой процент им платит и платит ли вообще. Как объяснил свою позицию в рейтинге руководитель одной из компаний: "А я с ними не работаю, денег не плачу, поэтому они обо мне плохого мнения".