На крипторынке грядет консолидация. Слабых и мелких игроков поглотят крупные биржи

Последние 20 лет я, как инвестбанкир, продавал акции институциональным инвесторам и руководил сделками по слияниям и поглощениям. На крипторынок я пришел недавно. В начале следующего года мы вместе с командой запускаем швейцарскую биржу цифровых активов BigX. Мы видим, что по всему миру стремительно возникают криптовалютные фонды, их общее количество превысило 300, под их управлением более $7 млрд в криптовалютном эквиваленте. Все большее количество проектов привлекают финансирование на криптовалютном рынке. Но такое бурное развитие отрасли имеет и обратную сторону. Только за 9 месяцев этого года хакеры украли с криптобирж почти $1 млрд. Эта сумма в 3–4 раза превышает объем крипты, похищенной с бирж за весь прошлый год. А еще есть статистика, что более 90% криминальных платежей в биткоинах приходят с нерегулируемых (нелицензированных) криптобирж.
В ответ на это регуляторы многих стран мира создают криптовалютное законодательство. В то же время участники рынка стараются лоббировать свои интересы и говорить с регуляторами, предлагая им решения, которые повысят доверие между всеми участниками индустрии. Мы уверены, что волна саморегулирования на рынке будет нарастать.
Топ–20 крупнейших управляющих компаний мира, инвестирующих средства на фондовом рынке, суммарно управляют активами примерно $40 трлн. Это всего в 2 раза меньше общего годового ВВП всех стран мира, вместе взятых. Можно представить силу и вес этих компаний на рынке. Принимая инвестиционные решения, их руководители смотрят на следующие критерии: на какой бирже торгуются инструменты, в какие входят индексы, какова их ликвидность, качество корпоративного управления, фундаментальная привлекательность. Несомненно, по тем же самым критериям они будут оценивать и токены, как только они будут доступны им для инвестирования. И пока крипторынок не приспособится к требованиям этих фондов, они не придут на этот рынок. Таким образом, регулирование, стандартизация рынка и ликвидность тесно связаны между собой.
Если заглянуть в недалекое будущее, то, на мой взгляд, нас ожидают следующие тенденции. С одной стороны, мы увидим намного больше регулирования в отрасли. Те биржи, которые не будут зарегулированы, потеряют ликвидность и постепенно уйдут с рынка. С другой стороны, криптобиржи продолжат движение по пути создания целых экосистем, в которые будут входить всевозможные компоненты, начиная от платежных систем и мессенджеров и заканчивая социальными сетями. Только фантазия создателей сможет ограничить состав этих экосистем.
Третий тренд — консолидация. Нас, безусловно, ожидает волна слияний и поглощений. Слабые и мелкие биржи будут поглощены крупными игроками. Мы уже видим, что классические американские биржи смотрят на крипторынок и делают попытки проникнуть на него. Возможно, в недалеком будущем мы увидим мегаплощадки, на которых можно будет торговать любыми активами — акциями, облигациями, золотом, токенизированными активами, криптовалютами. Фонды, о которых я говорил выше, скорее всего, тоже примут участие в игре и начнут приобретать интересные с их точки зрения цифровые торговые площадки. Сейчас на каждом континенте присутствует не более двух–трех крупных традиционных бирж. Есть основания полагать, что и на крипторынке через 10–15 лет будет точно такая же ситуация: на каждом континенте останется, возможно, две–три площадки, ставшие центрами консолидации.
Халид Дианов, стратег BigX