Эволюция в массы. Масс–маркет составляет почти 90% предложения и спроса на рынке недвижимости Петербурга и области

Автор фото: Ермохин Сергей
Новостройки у метро "Звездная".
Статистика консалтингового центра "Петербургская недвижимость" свидетельствует, что "масс–маркет, если рассматривать в целом петербургскую агломерацию, занимает сегодня в предложении 89%, в объеме спроса — 91%. Само собой, это самое популярное у покупателей жилье, а квартира в сегменте масс–маркет — самая распространенная покупка".
Директор по развитию компании "Л1" Надежда Калашникова говорит, что эконом сосредоточен на окраинах, в закадье, и его отличительной особенностью является недостаточность инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. "Хотя есть проекты, как, например, ЖК "Маршал", которые строятся уже в хорошо развитых городских районах и такого дефицита не испытывают", — констатирует она.
"Основные характеристики масс–маркета неизменны — локация в спальных районах, комфорткласс — в обжитых местах, неподалеку от станций метро, а эконом — на более удаленных территориях. В основном типовая архитектура, стандартные планировочные решения и минимальная отделка", — соглашается Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость".
"Новые микрорайоны нуждаются в строительстве школ, детских садов, магазинов. Если магазины можно разместить на первых этажах многоквартирных домов, традиционно не пользующихся спросом у покупателей недвижимости уровня масс–маркет, то с социальными объектами дело обстоит сложнее. Требования по обеспеченности проекта социальной инфраструктурой рассматриваются отдельно в каждом конкретном случае, но есть и установленные нормы: для каждой тысячи человек населения должно быть 120 мест в школах и 61 место в детских садах", — говорит Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина".

Конкуренция повышает качество

Высокая конкуренция на рынке жилья масс–маркет привела к тому, что сами проекты стали лучше.
"В последнее время экономкласс как таковой изживает себя, спрос на такие варианты становится все меньше. Это связано и с растущими запросами покупателей к качеству домов, и с конкуренцией, и отчасти с маркетингом: понятие "эконом" несет негативный оттенок, и реклама пытается заменить его более лояльным "доступное жилье" или "массовый сегмент", — считает Яна Булмистре, руководитель отдела маркетинга строительно–инвестиционного холдинга "Аквилон Инвест" в Санкт–Петербурге.
Петр Буслов, руководитель группы маркетинга компании "ЦДС", уверен, что эволюция продукта в сегменте масс–маркет не прекращается ни на минуту: "Каждый год характеристики спроса меняются, и девелоперы адаптируются под ожидания покупателей. Корректируются планировки квартир, цена, расширяется функционал конкретного проекта. Например, еще несколько лет назад наличие колясочных в проектах экономкласса было скорее исключением, чем правилом. Сегодня же многие застройщики предусматривают этот функционал даже в самых доступных жилых комплексах".
В Петербурге не так много новаторского. "Культурная столица пока традиционно придерживается классических решений в архитектуре и квартирографии. По России можно наблюдать много интересных и нестандартных форматов: от помывочных для лап питомцев в подъездах на первых этажах до эксплуатируемых крыш под общественные пространства", — добавляет Ася Левнева.
В результате массового строительства доступного жилья в последние годы предложение недвижимости уровня эконом опередило спрос. Ценовая конкуренция сдает свои позиции, качество недвижимости и жилой среды выходит на первый план. Классический эконом либо исчезает как явление, либо подтягивается к комфорту", — подытоживает директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина".

Индивидуальность всем к лицу

Дискуссии о формировании единых критериев классности жилых комплексов ведутся постоянно, но пока каждый девелопер применяет свою собственную классификацию.
"Набор опций зависит от стратегии компании, позиционирования объекта на рынке, внутренних стандартов качества. Речь идет не только о качестве строительства и используемых материалах при возведении дома, в отделке квартир и мест общего пользования. Здесь подразумевается подход застройщика к созданию качественной среды проживания в новых жилых районах. Кто–то может ограничиться стандартными нормами по благоустройству, озеленению и обеспеченности жилых комплексов детскими площадками, а кто–то сделает ставку на эффективном зонировании территорий и развитии общественных пространств. Так в районах новой застройки появляются благоустроенные набережные и парки, удобные пешеходные зоны и велодорожки, спортивные объекты и площадки для проведения различных активностей — ярмарок, фестивалей, театральных представлений", — считает Ян Свояволя, директор по маркетингу "Главстрой Санкт–Петербург".