Уроки свободы и муки выбора. Высокая политика в Хакасии

 

Новая политическая реальность в России выглядит так: руководителем целой республики (пускай и не самой крупной) может стать муниципал 30 лет от роду без профессионального опыта. Его политической вершиной до этого было кресло депутата горсовета, да и к нему привела исключительно "партийная линия".
Такое было возможно разве что на заре 1990–х, но вот же — на излете второй десятилетки путинского правления — представитель КПРФ Валентин Коновалов побеждает на выборах в Хакасии.
Уникальность тех выборов заключалась еще и в том, что впервые в стране они были безальтернативными. Избиратель мог проголосовать либо за, либо против. Многолетний глава республики Виктор Зимин, напомним, в первом туре выборов губернатора сенсационно не победил, а перед вторым туром взял и снял кандидатуру. Самоустранились один за другим и другие кандидаты, которые могли бы заменить Зимина.
Теперь все гадают, что это было. По одной версии, Хакасию администрация президента "обменяла" на Приморский край, где КПРФ не стала выдвигать заново Андрея Ищенко, не менее сенсационно победившего в первом туре отмененных сентябрьских выборов. По другой гипотезе, та же самая администрация, не став отменять выборы (предлог для этого можно было бы найти с той же легкостью, что и в Приморье), решила сурово наказать жителей Хакасии за политическую близорукость. Свободы захотели? Так вот теперь помучайтесь. Заодно и другим урок выйдет.
Обе версии звучат логично с точки зрения высокой политики, но совершенно оскорбительно для жителей Хакасии. Регион хоть и маленький, а все же и там живые люди обитают, которых "обменивать" или "наказывать" как–то нехорошо. Действительно, выбрали кого хотели, но с другой стороны — а кто сделал все для того, чтобы выбирать было не из кого?
Хакасия далеко, но на самом деле рядом, как некогда Куба. От подобного сценария мало кто застрахован. Любые ухудшения в жизни хакасских избирателей наверняка будут сейчас злорадно подаваться как негативное следствие "выбора свободы". Только вот никто не даст гарантии, что альтернативой было бы всемерное процветание республики.