Китайский Новый год. Остановка "Авангарда" не вызовет дефицита пиротехники из-за экспансии китайских производителей

Автор фото: Photoxpress

Взрыв на заводе "Авангард", выпускающем треть российской пиротехники, не создаст дефицита хлопушек. Отечественную продукцию на этом рынке давно заменила китайская.

Взрыв на Гатчинском заводе "Авангард" произошел 19 октября. Погибли пять человек, еще шесть пострадали. Взрывной волной были задеты 16 домов и не менее 10 автомобилей. В Следственном комитете полагают, что причиной взрыва на заводе стало нарушение мер безопасности сотрудниками предприятия.
По делу о взрыве, повлекшем гибель людей, директор завода Георгий Михно и главный инженер предприятия Станислав Черников отправлены под домашний арест. На предприятии остановлено производство.
Завод "Авангард" основан в 1944 году. Предприятие производит пиротехнику: знакомые всем с детства хлопушки, бенгальские огни и другую аналогичную продукцию 1–го и 2–го классов, а также скобяные изделия. В 2002 году компания реорганизована в ЗАО "Гатчинский завод "Авангард". Здесь работают 700 человек. На производственных площадках 23 тыс. м2 также собирают карнизы, мебель для дачи и раскладушки. Согласно данным системы "СПАРК", по итогам 2017 года выручка "Авангарда" составила 55,6 млн рублей при чистой прибыли 7,4 млн рублей.
По словам участников рынка пиротехники, среди российских производителей доля "Авангарда" составляет около 30%, остальное примерно в равных долях делят между собой Троицкий снаряжательный завод в Подмосковье, Уральский пиротехнический завод в Еманжелинске Челябинской области, а также Чебоксарское производственное объединение имени В. И. Чапаева.
В 2017 году в России было произведено около 1 тыс. т пиротехнической продукции на общую сумму 500 млн рублей. Продукция "Авангарда" была популярна и за пределами региона: например, ее можно было встретить в магазинах Москвы. По словам участников рынка, этому способствовали невысокие цены и качество продукции.
Дальнейшая судьба "Авангарда" будет зависеть от того, сколько на предприятии сумели произвести пиротехники с начала 2018 года. Специфика рынка заключается в том, что производители этой продукции работают с прицелом на Новый год.
"Сезон начинается в сентябре, но активные продажи, конечно, приходятся на конец декабря или даже канун Нового года", — рассказал коммерческий директор компании "Русский фейерверк Нева" (восемь магазинов в Петербурге) Дмитрий Киселев. Удалось ли "Авангарду" накопить к праздникам хлопушек и бенгальских огней на своих складах, неизвестно: на заводе не ответили на телефонные звонки и запрос корреспондента "ДП".

Волна проверок

Тем не менее инцидент на Гатчинском заводе повлияет на всех участников рынка.
После взрыва могут начаться жесткие проверки предприятий по производству пиротехники, а затем и продавцов этой продукции, что отразится на ценах, добавляют участники рынка.
"Продажи с каждым годом падают, так как из–за курса доллара дорожает товар, а покупательная способность населения снижается. У российских производителей мы в основном закупаем бенгальские свечи и хлопушки, так как они хорошего качества и по приемлемой цене", — добавил Дмитрий Киселев.
По данным Росстата, в 2016 и 2017 годах оборот торговли пиротехническими средствами составил 405 млрд рублей в год. "Однако оснований полагать, что в текущем и последующим годах результаты будут заметно выше, нет, так как снижение потребительского спроса весьма заметно отражается на рынке фейерверков", — подчеркивает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев.

Китайская доминанта

"На российском рынке пиротехники представлены в основном китайские производители. Доля продукции (фейерверки, петарды, салюты и пр.) под китайскими брендами превышает 90%. Оставшаяся часть тоже в значительной степени приходится на продукцию из Китая, но в силу того, что изготавливается и импортируется в страну по заказу российских компаний, брендируется под отечественные компании (соответственно, оформление, упаковка и пр. делаются на русском языке)", — рассказал Алексей Коренев. По его словам, на отечественных производителей приходится лишь несколько процентов рынка.
Российские заводы имеют явное преимущество только в одном сегменте пиротехнической продукции — пиротехнике 4–го и 5–го классов: это салюты и фейерверки, используемые профессионально и чаще всего на официальных мероприятиях. Этот сегмент рынка весьма востребован европейцами, что дает конкурентные преимущества российским производителям. Например, по этой причине корпорация "Ростех" планирует инвестировать в развитие производства фейерверков на трех своих предприятиях. Впрочем, даже в этих условиях для успешной конкуренции с китайскими товарами понадобится еще и значительный административный ресурс, добавляют эксперты.