Всевидящее око. Рынок видеонаблюдения ежегодно растет на 20%

Автор фото: Matthew Henry/Unsplash
Автор фото: Matthew Henry/Unsplash

Современные возможности слежки пугают людей, знакомых с классикой антиутопии. Но закрыть этот ящик Пандоры уже невозможно. Каждый год рынок видеонаблюдения растет на 20%. К 2023 году его мировой объем составит $68,3 млрд.

Выследить человека сегодня — проще простого. Достаточно взять в руки его смартфон и установить пару приложений. Уже сейчас с помощью трекинга люди присматривают за пожилыми родственниками, детьми и даже супругами. В свою очередь, надзорные органы присматривают за населением, объясняя это соображениями безопасности. И все это — деньги для бизнеса.

Груз на радаре

Наиболее активно трекинг используется в логистике и грузоперевозках. Ведь успех в этой отрасли напрямую зависит от своевременной доставки груза. С помощью современных систем можно анализировать историю перемещения груза, контролировать расход топлива, узнавать об отклонении автомобиля от маршрута и о состоянии водителя. Только на топливе при грамотном мониторинге можно сэкономить 20–30%.
Телематические (то есть спутниковые) системы отслеживания авто используются и в сфере автострахования. Телематика, установленная перед покупкой полиса каско, собирает полную информацию о манере езды водителя. Таким образом, компания узнает, как часто клиент превышает скорость, аккуратен ли он на поворотах и сколько времени автомобиль находится в движении. Автовладельцы "с низким риском" могут получить существенную скидку на страховой полис. Так, например, компания Intouch совместно с МТС разработала программу "умного страхования", которая позволяет снизить стоимость каско на 20%.

В зоне видимости

Высокотехнологичный трекинг вызывает неподдельный интерес у российских инвесторов. Например, компания Ivideon — резидент "Сколково" — недавно привлекла $8 млн от фондов "Роснано", АФК "Система" и РВК. Разработчики создали сервис облачного видеонаблюдения, который дает доступ к архивам и к онлайн–трансляции с камер любому количеству пользователей с любого устройства.
Какая в этом польза бизнесу? По словам руководителей сети магазинов "Инженерная сантехника" — одного из клиентов Ivideon, — системы видеонаблюдения помогли определить среднюю проходимость каждого магазина и улучшить ситуацию с очередями. В компании ввели должность выездного продавца, который работал только в часы пик. В итоге средняя выручка за счет повышения эффективности увеличилась на 7%. Кроме того, удалось сэкономить на персонале — один выездной продавец заменил трех обычных при той же зарплате. Система видеотрекинга обошлась магазину примерно в 0,5 млн рублей, а на ежемесячное содержание уходит 30 тыс. рублей.
Не самый очевидный, но эффективный способ использования навигационных систем в ретейле — взаимодействие с клиентом. Датчики iBeacon в торговых точках передают сигналы на смартфон через Bluetooth и способны "достучаться" до покупателя даже в офлайне. Если у него есть приложение, то система пришлет уведомление о действующих скидках и акциях в магазине. А ретейлеры смогут измерить проходимость залов.

Работа на камеру

Для топ–менеджеров поведение сотрудников может быть не менее интересным, чем поведение клиентов. "В настоящее время собственники компаний начинают заботиться о безопасности в своих офисах и улучшении показателей бизнеса, поэтому спрос на системы видеонаблюдения растет", — поделился с "ДП" Сергей Бочкарев, руководитель направления Mobotix российского отделения компании Konica Minolta.
Хотя у такого способа повышения эффективности есть и противники. "Мне даже дурно стало, когда я представила, что делает с состоянием, настроением и производительностью сотрудников видеонаблюдение с целью мониторинга", — говорит управляющий партнер ScrumTrek Анна Обухова. По ее словам, это, наоборот, снижает мотивацию, уничтожает доверие, безопасность и приватность рабочей атмосферы. Если работодателю без мониторинга непонятно, чем занимаются сотрудники, то это решается повышением прозрачности процесса. Например, можно использовать специальные приложения для трекинга достижения целей команды.
Еще одна проблема — отсутствие единого понимания термина "персональные данные" среди правоприменителей. "Персональные данные определяются как любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому лицу, — рассказал "ДП" Алексей Грибанов, юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" юридической фирмы "Борениус". — Это легальное определение, и оно довольно широкое. Если понимать его буквально, то очень много разной информации может быть названо персональными данными". По словам Грибанова, сейчас суд становится на сторону работодателей, если сотрудники не согласны с условиями договора, предусматривающего трекинг. Однако если слежка велась тайно, без подписания документов, суд вполне может посчитать это противозаконным.
Но легче всего заработать себе "бремя" в виде судимости при покупке трекеров. Приобретение такого гаджета в российской практике нередко имело печальный исход — от небольшого штрафа и до тюремного срока. За прошлый год по статье о "шпионских гаджетах" было вынесено уже 177 обвинительных приговоров.