ОСАГО и каско сольются в одно целое. Перспективы рынка автострахования

 

Рынок автострахования вошел в стадию активных перемен. Здесь уже запущены процессы, которые через несколько лет приведут к полной смене картины рынка. И если в ОСАГО они требуют непосредственного участия государства в лице регулятора, то в добровольном автостраховании изменения происходят под влиянием полностью рыночных тенденций.
Первые результаты можно видеть уже сейчас на примере сектора каско. Потребители стали искать способы экономии, в итоге сформировался спрос на усеченные программы, полисы с франшизой и т. д. К примеру, в филиале нашей компании в Санкт–Петербурге и Ленинградской области доля полисов с франшизой — более 65%.
Страховые компании предложили программы с франшизами, полисы страхования только катастрофических рисков (угон+тотал) и разработали схемы поэтапной оплаты годовой программы. Подобные продукты существовали и раньше, но реальным спросом не пользовались: клиенты были настроены приобретать комплексные программы с защитой от всех рисков. За последние 5 лет ситуация изменилась радикально, полисы с усеченным покрытием оказались на пике популярности.
Развитие этой тенденции подтверждают исследования "Эксперт РА", согласно которым стоимость каско во II квартале текущего года снизилась до рекордных 34 800 рублей, обновив исторический минимум за последние 6 лет. Для сравнения: во II квартале прошлого года этот показатель был равен 41 900 рублей. При этом совокупный объем сборов в данном виде страхования по итогам полугодия вырос на 3,1%, а количество заключенных договоров каско увеличилось на 24,2%. Аварийность сегмента снижается несколько лет подряд — в нашей компании она снизилась в 2 раза за 10 лет! Это происходит из–за более благоприятной ситуации на дорогах и дисциплинирующего влияния франшизы — страхователи не заявляют мелкие убытки. Таким образом, становится более очевидным, что смена вектора развития каско помогла преодолеть стагнационные процессы, вызванные кризисом и спадом продаж новых авто, и вывести этот сегмент на новый уровень.
Аналогичного выхода игроки рынка ожидают и от сектора ОСАГО, однако здесь ситуация развивается менее динамично. Необходимость перемен давно назрела, рынок который год находится в кризисе, для выхода необходимо глубокое реформирование всей системы. К примеру, на текущий момент до 80% автолюбителей вынуждены платить за 15–20% аварийных водителей, которые приносят огромные убытки.
Нельзя также забывать и о мошенниках, деятельность которых привела к появлению "токсичных" регионов с убыточностью выше 100%.
Поэтапный план действий, который поможет переломить устоявшиеся тренды, готов и согласован регулятором, однако его реализация требует тщательного просчета и тестирования. К примеру, при расширении тарифного коридора мы закладываем 3–6 месяцев на тестирование новых тарифов.
У двух видов моторного страхования появляется все больше общих черт. Поэтому можно ожидать, что тенденция объединения обязательного и добровольного страхования будет набирать обороты и уже в ближайшие 3–5 лет мы увидим появление нового объединенного продукта каско+ОСАГО.
Владимир Храбрых, директор филиала ОСАО " Ингосстрах " в Петербурге