До "Праздника". Вакантное место фильма, который все осуждают, пустовало недолго

Автор фото: Facebook/Алексей Красовский
Не успели мы забыть "Матильду", чья предпремьерная судьба была куда ярче прокатной, как грянул новый кинематографический скандал. Россияне возмущены идеей новой картины Алексея Красовского "Праздник" — черной, как анонсируется, комедии, действие которой разворачивается в период блокады Ленинграда. На гребне гневной волны — генсек "Единой России" Андрей Турчак, попросивший Минкульт отказать еще не смонтированной ленте в прокатном удостоверении, а также депутат и сын своего отца Сергей Боярский, пообещавший сделать все, чтобы "фильм не состоялся".

О чем "Праздник"?

Каждый, кто сегодня обрушивается с проклятиями на Алексея Красовского, исходит из допущения, что его "Праздник" — это "комедия про блокаду". Но "про" ли? Уточняем, фильм — да, комедия, действие которой происходит — да, в Ленинграде и — да, в 1941 году. Но в качестве повода для шуток выбрано отнюдь не место, не время и не трагедия горожан. Синопсис был озвучен еще во время не слишком удачной (собрали 127 тыс. рублей вместо 1,5 млн) краудфандинговой кампании: на праздничный ужин обеспеченной семьи являются незваные гости, вследствие чего, цитата режиссера: "Очень богатые люди делают вид, что они очень бедны, и очень много врут". В сюжете можно усмотреть издевку над советской номенклатурой и даже параллели с нынешней партийной элитой, но оскорбление памяти трагедии города пока ничто не выдает.

А были раньше комедии о трагедиях?

История помнит немало смешных фильмов на совершенно не смешные темы. В 1940 году Чарли Чаплин снял "Великого диктатора", в котором высмеял Гитлера. Ленту начали ругать до окончания монтажа, и тоже чиновники, хоть и американские. Правда, мотивация их была совершенно иной — фильм якобы угрожал нейтральным отношениям США и Германии. В мемуарах спустя четверть века Чаплин все–таки писал: "Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я бы не смог сделать "Диктатора", не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения".
Ни разу не пожалел о содеянном итальянский режиссер Роберто Бениньи, снявший комедию на фоне холокоста "Жизнь прекрасна" и получивший за нее Гран–при жюри в Каннах, премию BAFTA и два "Оскара". Картина вошла в историю как одна и важнейших лент 1990–х.
В Советском Союзе комедии о Великой Отечественной войне начали снимать еще в 1941 году. Такие фильмы, как "Антоша Рыбкин" или "Воздушный извозчик", вышли задолго до Дня Победы. Кроме того, в это же время вся страна смеялась над приключениями солдата Швейка в период Первой мировой.

"Блокадный юмор"

До нас дошло немало блокадных анекдотов, частушек, острот. В 1999 году историк Наум Синдаловский опубликовал книгу "Петербург в фольклоре", фрагменты которой печатал журнал "Нева". Сегодня от этих шуток стынет кровь, но когда–то они ходили по городу как образцы спасительной самоиронии. Так, хорошо известен персонаж городского фольклора блокадных лет "великомученица Дистрофея"; с характерным блокадным сарказмом жители города расшифровывали аббревиатуру УДП (усиленное дополнительное питание) как "Умрем днем позже".

Кто снимает о блокаде?

Прямо сейчас новая звезда русского кино Кантемир Балагов, получивший приз ФИПРЕССИ Каннского фестиваля за фильм "Теснота", перекрывает Петербург для съемок "Дылды", действие которой разворачивается во время блокады и отчасти основано на книге Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". Кроме того, самый, пожалуй, известный сегодня в мире российский режиссер Андрей Звягинцев готовится к съемкам картины о "человеке в ужасах войны", в которой одна из новелл будет посвящена Ленинграду. После "Левиафана" можно не сомневаться, что и вокруг этой ленты развернется ожесточенная дискуссия.

Что будет с "Праздником"?

Предсказать судьбу картины невозможно. Алексей Красовский обещает закончить фильм в ближайшие месяцы, а дальше слово за Минкультом. Отказ в прокатном удостоверении может стать вторым в России случаем запрета картины, чьи персонажи — реальные или вымышленные герои советской номенклатуры. Первым, как мы помним, стала "Смерть Сталина" Армандо Ианнуччи. Впрочем, не каждая публичная реплика — против фильма. Среди высказанных мнений выделяется позиция Олега Басилашвили, отметившего: "Никто не читал сценария. Может, это будет гениальный фильм, а может, плохой. Вы же видели замечательные комедийные фильмы о войне, например "Женя, Женечка и "катюша". Так что о многих вещах можно говорить по–разному. Между прочим, Антон Павлович Чехов назвал комедиями свои самые трагические пьесы — "Вишневый сад" и "Чайку".