Свое место под солнцем. Россия поднялась в мировом рейтинге ВЭФ

 

Любит наша страна чем–нибудь с внешним миром помериться. И вот новый повод — Россия поднялась в рейтинге глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума. Аж на две строчки. Теперь мы 43–е!
Много это или мало? Смотря как посмотреть. Если сравнивать со зловредными западными партнерами, то результат, конечно, унизительно плох. Даже младший сосед — Финляндия — занял 11–ю строчку. Не говоря уже про первую тройку: Германия, Сингапур и США. Но если сравнивать со странами БРИКС, то на душе становится теплее. Нас обошел только Китай, занявший всего–навсего 28–е место.
Когда речь заходит о конкуренции, перед глазами патриотично настроенного гражданина, возможно, проплывают образы наших космонавтов, программистов, врачей… проплывают и уносятся вдаль. Потому что поднялись в рейтинге мы совсем не поэтому. Две строчки нам дописали за счет роста ВВП на 1,7%, снизившейся инфляции и низкого правительственного долга. А человеческий капитал, наоборот, наша слабость. По уровню медицины мы вообще на 100–й позиции. Даже в Киргизии и Бангладеш позиции лучше.
Детали — вообще самая неприятная часть отчета. По целому ряду показателей мы занимаем места даже не во втором эшелоне, а на уровне стран третьего мира. Коррупция, свобода прессы, право собственности, надежность банков, качество дорог, тарифы и прочие барьеры для ведения бизнеса. А по объему налоговой нагрузки на труд Россия вообще одна из худших стран в мире: 133–е место из 140! Есть, конечно, еще 12–е место по эффективности исследовательских институтов, 22–е — по числу научных публикаций. Высокие позиции по проникновению цифровых технологий. Но, чтобы попасть в будущее, этого мало.
Можно зажмуриться и закричать, что все это — абстрактные цифры. Но вот тогда цифры реальные. Сегодня стало известно, что Польша заключила двадцатилетний контракт на поставку сжиженного газа из США. Поляки, конечно, любят вредничать, но в этот раз — вроде и не придерешься. Просто цена СПГ для них оказалась на 20% ниже, чем цена российского трубного газа. Это наглядная иллюстрация, почему Америка в рейтинге на 1–м месте, а мы — где–то между Литвой и Кипром.