В ожидании разборки

Финский "Стокманн" продал здание на Невском, ставшее иллюстрацией термина "градостроительная ошибка".

Восемь лет назад в Петербурге был открыт "Стокманн Невский центр". Тогда его возведение вызвало грандиозный скандал, а сейчас угол Невского проспекта и площади Восстания уже трудно представить без большого магазина. Но здание заслуженно внесено в список градостроительных ошибок, и рано или поздно дело дойдет до его частичной разборки.

Градозащитный протест

"Невский центр" открылся осенью 2010 года. Это был один из амбициозных проектов, реализованных во времена губернаторства Валентины Матвиенко. Под строительство пришлось снести три старинных здания, два из которых стояли на Невском, и еще одно — на улице Восстания. Горожане помнят горы кирпичей позади станции метро "Площадь Восстания".
Во многом именно с этой стройки в городе начиналось современное градозащитное движение. Разборка зданий повлияла на формирование группы активистов, ставшей впоследствии знаменитым движением "Живой город". "Место это для меня символическое. У меня здесь рядом бабушка жила во время блокады. И когда я поняла, что дом сносят, сидеть дальше было уже невозможно", — вспоминала в беседе с корреспондентом "ДП" одна из основательниц "Живого города" Елизавета Истомина. Ее коллега Юлия Минутина также говорила, что была шокирована происходившим на Невском.
По действовавшему в те годы временному регламенту высота здания не должна была превышать 28 м. Но дом построили выше на 7 м. Венчающую храм торговли стеклянную надстройку хорошо видно с Невского проспекта и площади Восстания. "Я еще работал в КГИОП, когда они согласовывали свой проект. Мы им говорили: у себя в Хельсинки вы ведь не допустите такого вандализма? Но они как–то сумели его протащить", — вспомнил в разговоре с "ДП" историк архитектуры Борис Кириков.
Проект здания подготовило ООО "Пеуру", связанное с финской инжиниринговой фирмой Poyry. Вместе с этой компанией над проектом универмага работали архитекторы ЗАО "Архитектурное бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" Юрия Земцова. Тогдашняя глава КГИОП Вера Дементьева говорила, что Земцов собирается отказаться от авторства, но сам он это впоследствии не подтверждал.
"Мы помогали финским коллегам", — объяснял Земцов, подчеркивая, что размеры и высота здания были согласованы городским правительством. И его мастерская, дескать, наоборот, пыталась отодвинуть "стекляшку" подальше от красных линий.
"Что касается мансарды, архитекторы говорили мне, что это было настойчивое пожелание финской стороны и даже вмешательство их в архитектуру", — сказал "ДП" Борис Кириков.

Буржуазный протест

Уже вскоре после открытия неравнодушные горожане пытались организовать универмагу бойкот. Но, разумеется, никакого бойкота не получилось, и в "Стокманн" народ повалил толпой. Более того: когда пару лет назад ненадолго закрывали гастроном "Стокманна" (продуктовый магазин менял оператора в связи с перепродажей), нашлись граждане, которые составили петицию с требованием не допустить исчезновения супермаркета.
Этот универсам, говорили любители вкусно покушать, — одно из немногих мест в центре, где можно купить качественные продукты, и для современных деловых петербуржцев он стал тем же, чем для старших поколений был "Елисеевский". Такой вот буржуазный протест.
У чиновников к "Стокманну", видимо, также особое отношение: ему и ныне позволяется то, чего не разрешают другим. По вечерам его фальшивые окна начинают мерцать веселой разноцветной подсветкой (некоторые из них, например, становятся оранжевыми).

Законный протест

В защиту "Невского центра" Борис Кириков сказал, что, по его мнению, новостройка "лучше, чем стоявшие там дома с коммунальными квартирами". И что архитекторам и подрядчикам (генеральный подряд, отметим, достался фирме ООО "Китай строй" — российскому подразделению China State Construction Engineering Corporation) удалось достаточно качественно, хоть и с некоторыми отклонениями, воссоздать старинные фасады.
Как бы то ни было, стеклянные этажи Невский проспект не красят. Чуть ли не первое, что видят приезжающие на Московский вокзал иностранные туристы, — мансарду теперь уже бывшего (с учетом перепродажи) "Стокманна". "Если есть какая–то возможность избавиться от этой надстройки, конечно, нужно это сделать, потому что, безусловно, это пошло бы на пользу городу", — соглашается Борис Кириков. Напомним, что в свое время были разобраны верхние этажи бизнес–центра "Биржа" на Васильевском острове, из тех же соображений сохранения городских видов.
В городском законе о зонах охраны (№820–7) "современная надстройка" по адресу: Невский пр., 114–116, указана в перечне диссонирующих объектов, расположенных на территориях открытых городских пространств. Реконструкция диссонирующих объектов возможна только путем приведения их в соответствие с режимами зон охраны. Значит, когда здание соберутся реконструировать, надстройку придется разобрать.