Scania переходит в газовую атаку. Шведский автогигант потеснит производителей малых электростанций

Автор фото: Пресс-офис "Скания-Русь"
Войцех Ровински, генеральный директор ООО "Скания-Русь"

В следующем году предприятие начнет продавать газопоршневые установки. Scania претендует на четверть рынка РФ объемом 25 млрд рублей в год.

Scania с 2019 года начинает продажи газопоршневых установок мощностью от 200 кВт и готовых мини–электростанций в своих дилерских центрах. Компания объявила, что собирается занять 25% российского рынка.
Примерно такую же долю занимают сейчас петербургские компании, выпускающие решения для малой электрогенерации, и они не готовы сдавать позиции. Новому игроку еще придется доказывать свои преимущества.
Компания представила первую собранную в России газопоршневую установку на базе 13–литрового двигателя шведского производства в начале октября. Этот агрегат изготовлен на промплощадке ООО "Компания Дизель" в Тутаеве (Ярославская область). Мощность установки варьируется от 150 до 250 кВт. Питание возможно от газопровода или газохранилища. При этом по наиболее распространенной сейчас схеме — на дизтопливе — установка работать не может. Таким образом, отмечают эксперты, круг потенциальных заказчиков резко ограничивается.
Для создания электростанций возможно объединение установок в энергомодули. Идеальный по конкурентоспособности вариант, говорит директор департамента продаж автобусов и двигателей ООО "Скания–Русь" Александр Баженов, — четыре установки совокупной мощностью 2 МВт. Серийное производство установок намечено на 2019 год, тогда же начнутся продажи в дилерских центрах "Скания Русь". Четверть рынка газовых электростанций "Скания Русь" собирается захватить до 2024 года.

Цена космическая

Рынок модульных газовых электростанций оценивается участниками в 25 млрд рублей, примерно по 310 единиц в год. На рынке подобных решений больше десятка петербургских компаний, таких как "НГ–Энерго", "Электросистемы", "Энергомашсервис", "Спецэнерго", "Питерэнергомаш".
Главными заказчиками являются добывающие компании и промпредприятия непрерывного цикла. Так, петербургские компании оборудовали электростанциями Новопортовское нефтяное и Аметистовое золотое месторождения, горно–обогатительные комбинаты Ломоносовский под Архангельском и Верхнемунский на Ямале. Оборудование ООО "НГ–Энерго", например, стоит на компрессорных станциях газопроводов "Сила Сибири" и "Северный поток — 2".
"Дизель Scania надежен, тут они профи, но их газопоршневое решение родом из 1980–х, его КПД низкий, а цена космическая", — делится мнением представитель одной из петербургских компаний. Станция на 1 МВт может стоить около 60 млн рублей. Окупится такое решение не раньше чем лет за пять, оценивает он.
Scania скорее будет конкурировать с дорогими чисто импортными решениями, полагает эксперт–аналитик АО "Финам" Алексей Калачев.
Но на рынок выходят и другие российские производители, с более дешевыми предложениями. Например, КамАЗ, запускающий производство электростанций на основе собственных газопоршневых двигателей. Впрочем, потенциальный объем российского рынка в ближайшие годы просто безграничен, и места на нем хватит всем, рассуждает Алексей Калачев, так как потребность в распределенной генерации будет только расти.