Миллиарды экстренных вызовов. Кто зарабатывает на системе оповещения в Петербурге

Автор фото: Беликов Валентин

Емкость рынка организации систем экстренной связи в РФ — 8,5 млрд рублей. Кто зарабатывает на этом в Петербурге, узнал "ДП".

Петербургская система экстренных вызовов (номер 112) отличается от аналогичных служб других регионов в первую очередь тем, что встроена в единый комплекс "Безопасный город". Помимо cистемы "112" в него входит справочная служба, система городского видеонаблюдения и др. За техническую часть комплекса отвечает Городской мониторинговый центр (ГМЦ) — подведомственное учреждение комитета по информатизации и связи.
Несмотря на распространенные стереотипы, служба "112" принимает не только голосовые сообщения, но и сигналы с автомобильных датчиков "ЭРА–ГЛОНАСС", а также sms — в том случае, если абонент не может говорить во время инцидента. Также в ГМЦ поступают сигналы охранных сигнализаций, противопожарных датчиков. Уже внутри мониторингового центра они перераспределяются между ведомствами.
В рамках федеральной программы на создание систем "112" регионам выделили 11,5 млрд рублей (изначально планировалось потратить 15,1 млрд рублей).

Как закалялась связь

Система "112" до официального запуска 2 года работала в тестовом режиме. Заботы по обеспечению качественной и бесперебойной связи по единому номеру экстренных служб тогда легли на всех операторов.
Первым к системе ГМЦ подключился универсальный оператор связи "ОБИТ". Его генеральный директор Андрей Гук рассказывает, что компании пришлось самостоятельно искать и решать неочевидные проблемы при наборе номера 112. Например, система переадресации в некоторых корпоративных стационарных сетях считывала комбинацию как внутренний номер сотрудника.
"Нюансы могут быть не только на нашей стороне — в настройках самого оборудования тоже могут быть неточности, и первое подключение — это всегда самый большой и ответственный объем работы. Все остальные операторы потом подключались по листу фиксированных действий", — вспоминает Андрей Гук.
Городским оператором экстренной связи является ГУП "АТС Смольного". "Любой пользователь при звонке в cистему "112" взаимодействует со своим оператором сотовой связи и с АТС Смольного, которая поддерживает инфраструктуру самого этого ресурса", — поясняет руководитель компании "ОБИТ". Если абонент находится вне зоны действия сети своего оператора (или sim–карта вовсе не вставлена в телефон), связь устанавливается через ближайшую базовую станцию любого оператора.
Представители комитета по информатизации и связи рассказали, что в региональной системе "112" используется преимущественно российское оборудование и ПО. В Петербурге есть только одна компания, которая производит подобную технику, — ООО "НТЦ Протей". Именно его технологии и составляют большую часть региональной системы экстренных вызовов.
"Система "112" — это мощная служба статистики и прогнозирования звонков. Сейчас обязательна регистрация всех вызовов. Если раньше можно было бросить трубку, то сейчас все записывается. К тому же есть много подсистем: например, ведется мониторинг транспорта. Так что это не просто call–центр", — рассказывает представитель "Протея" Мария Семенова.

Конкуренты на связи

Аналогичные системы работают и в других регионах РФ. Среди крупнейших игроков этого нишевого бизнеса можно выделить московское ООО "Фирма "Светец" и екатеринбургское АО "ИскраУралТЕЛ". Технологии обеих компаний частично используются и в Петербурге.
Например, уральские разработчики установили для системы "112" узел экстренных оперативных вызовов — телефонную станцию с возможностью определения и передачи координат вызывающего абонента.
В каждом регионе власти проводят отдельные конкурсы поставщиков оборудования и решений, и, если анализировать их итоги, кажется, что выигрывают все время одни и те же фирмы. "Но это заблуждение, что рынок такой продукции не движется, — объясняет директор петербургского филиала "ИскраУралТЕЛ" Виталий Некрасов. — С ходу можно назвать шесть игроков, компании есть даже на Дальнем Востоке. Конкуренция достаточно ощутима, заказчики регулярно грозят: мол, мы вас сейчас заменим".
По грубым подсчетам, стоимость полного комплекта техники в среднем составляет 100 млн рублей, но все зависит от числа потенциальных абонентов. Для сравнения: в конце сентября 2018 года администрация Забайкальского края арендовала систему обеспечения вызовов "112" (с дальнейшим выкупом) за 140 млн рублей. В Петербурге счет идет на сотни миллионов.
Технически оценить объем рынка несложно: производители оборудования шутят, что число заказчиков полностью совпадает с количеством регионов в стране. Если умножить среднюю стоимость техники на число регионов, то получается, что без учета обслуживания рынок составляет 8,5 млрд рублей.
Другой вопрос — что при таком расчете не учитывается обслуживание инфраструктуры, содержание и тренировка персонала. Данные по стоимости техсопровождения в Петербурге не раскрываются. Тем не менее известны цифры по соседним регионам: по данным ООО "Фирма "Светец", которое занималось разработкой системы "112" в Ленобласти, обслуживание комплекса обходится в 300 тыс. рублей в месяц.
В 2010–х годах в США поняли, что для точного определения геоданных абонента 911 нужно использовать навигационные чипы в самих телефонах. Американцы установили требование, что сотовые операторы должны давать координаты с точностью до 10 м. Единственный способ получить эти данные — использовать спутник. Несколько лет назад такую же идею пытались продвинуть в России, но, насколько я знаю, это не удалось. Для сотовых операторов это были бы существенные затраты в плане модернизации оборудования. К тому же государство считает более правильным тратить эти деньги на закон Яровой.
Андрей Ионин
ведущий аналитик НП "ГЛОНАСС"
Мы хоть и называемся "Системы 112", но это только название. У нас только программа пожаротушения так работает, автоматически отправляет сигнал на "112". Но, чтобы частная компания могла сделать такой вызов, ей необходимо получить разрешения, а это дорого и долго. Если обеспечить тревожным сигналом все частные компании, то серьезного роста рынка услуг не произойдет. У нас очень консервативный рынок, ведь даже пожарный извещатель перед выходом на рынок может проходить сертификацию несколько лет.
Максим Унукович
генеральный директор ООО "Системы 112"