Люди порой забывают, что спасатели не волшебники

 

Сейчас системы экстренной связи принимают информацию из разных электронных систем. Используются и голосовые, и цифровые источники данных. Поэтому никакой сложности в передаче информации в системе "112" нет.
Главное отличие петербургской системы в том, что в чрезвычайной ситуации она позволяет объединить усилия абсолютно всех ведомств и оперативных служб. Система "112" координирует все действия и является единым управляющим звеном. Безусловно, тем руководителям, которые должны принимать решения в чрезвычайной ситуации — будь то служба губернатора, оперативные службы города или МЧС, — очень удобно взаимодействовать. Они получают очень быструю оперативную информацию.
В нашем регионе по сигналу телефона можно найти человека, заблудившегося в лесу. Другое дело, что иногда граждане забывают телефон или уходят за грибами с разряженным. Система, как и все оперативные службы, регулярно напоминает гражданам о стандартных правилах безопасности, сообщает, какие сведения необходимо давать по телефону.
Часто бывает, что люди звонят, говорят, что у них пожар, и тут же бросают трубку. Конечно, можно попробовать отследить сигнал, но сколько времени уйдет на это! Или, например другая ситуация. Звонивший говорит: "Я видел ДТП, оно на перекрестке!" А что за перекресток, где он — неизвестно. Люди считают, что, пока они это сообщение говорили, их уже засекли. Да нет, конечно! Многие забывают, что мы не волшебники.
В прошлом году я был в центре системы связи и управления в кризисных ситуациях, которая позволяет контролировать работу практически всех коммуникаций в городе: электричества, газовой службы, водоснабжения и т. д. Так что система "112" не только принимает звонки от горожан, но и обеспечивает контроль всех систем безопасности в городе.
Все ключевые объекты, особенно важные: объекты культурного наследия и т. д., находятся под постоянным контролем.
При любых сбоях информация моментально попадает в операционную систему, в операционный зал. Там уже производится обработка и принимается решение, что дальше делать.
Безусловно, это довольно серьезные инвестиции. Это миллионы рублей. Под любые потребности субъектов РФ разрабатываются специальные системы, иногда регионы интегрируют уже свои дополнительные приборы.
Если сравнивать работу петербургской системы "112" с другими регионами, то к остальным есть серьезные нарекания и по информированности, и по скорости реагирования, и по наличию тех необходимых сил и средств, которые должны быть в этой службе.
У нас же это работает довольно неплохо. Тем более, когда ввели телефонные номера 101, 102, 103, это намного ускорило возможность дозвона и сообщения необходимой информации жителей до наших оперативных служб.
Тем не менее модернизировать нашу систему, безусловно, необходимо, потому что используемое оборудование придется периодически обновлять, так как может не хватать мощностей. Также, безусловно, нужна постоянная подготовка персонала.
Григорий Горбунов, полковник МЧС в запасе, эксперт по безопасности