Как предчувствие. Уникальная ситуация с точки зрения истории катастроф в космонавтике

Автор фото: РИА Новости
Запуск космического корабля "Союз МС–10", который должен был доставить новый экипаж на МКС, в минувший четверг чуть не закончился трагедией. Ракета–носитель разрушилась, проведя в воздухе чуть больше 2 минут. Благодаря вовремя сработавшей системе аварийного спасения (САС) жизни космонавта Алексея Овчинина и астронавта Ника Хейга оказались вне опасности. Нашумевшее ЧП комментирует для "ДП" историк космонавтики, писатель Антон Первушин.
— Пока видно, что расследование "Роскосмоса" идет нормально. Уже появились первые сведения, что катастрофа произошла в результате отказа дренажного клапана, который открывается после отделения боковых блоков. Он должен как бы отталкивать боковые блоки от центрального струей газа. Видимо, произошло либо его засорение, либо еще какая–то неисправность. В результате механические соединения бокового блока разошлись, а толкающая струя газа не появилась. Соответственно, боковой блок остался рядом с центральным и ударил его. Центральный блок потерял пространственную ориентацию, его стало колебать туда–сюда, и сработала Система аварийного спасения.
Интересный момент в том, что авария произошла на 123–й секунде. Это как раз тот самый критический момент, когда система аварийного спасения сбрасывает аварийную башенку, расходится головной обтекатель и дальше начинает работать вторая схема. Судя по доступным материалам, башенка–то отделилась, а вот разошелся ли головной обтекатель — непонятно. Если этого не произошло, то получится совсем уникальная ситуация, когда корабль стартовал прямо с обтекателем. Это представляет интерес с точки зрения истории катастроф в космонавтике.
Причина, как всегда, в соединении технологического и человеческого факторов. Потому что техника сама по себе не появляется — ее делают люди. Последние полгода обстановка в "Роскосмосе" весьма нервная из–за разных скандалов, и это, конечно, оказывало влияние на внимательность сотрудников, на проведение проверочных процедур. Такова самая напрашивающаяся версия, хотя может оказаться, что и на заводе что–то недоглядели. И, конечно же, сработал "генеральский эффект": когда какое–то ответственное мероприятие проводится в присутствии высших чинов, всегда что–то идет не так.
Если говорить с чисто технической стороны, то эта авария напоминает то, что произошло при запуске "Союза–18–1" 5 апреля 1975 года с космонавтами Лазаревым и Макаровым. Они тогда долетели до достаточно большой высоты — практически до орбиты, полет продолжался 260 секунд. Но случился отказ третьей ступени, и сработала САС. Космонавтов забросило очень далеко: к Горно–Алтайску, в горы. И они провели там целые сутки, пока их нашли и эвакуировали. Кроме того, они испытали достаточно большие перегрузки — около 20 g. А сейчас поскольку высота была небольшая, то и перегрузки были всего 6 g. Соответственно, и приземлились недалеко, на территории Казахстана.
Еще сейчас часто упоминают аварию "Союза Т–10–1" 1983 года. Но она совершенно по другой схеме происходила. Там загорелась ракета прямо на старте. И команду на срабатывание САС отдавали из бункера управления. Аварийная башенка подхватила корабль и утащила его от гибнущей ракеты. В результате была разрушена стартовая площадка № 1 — "Гагаринский старт", который потом восстанавливали полтора года. И вот сейчас, спустя почти ровно 35 лет, на этой же площадке случилась новая катастрофа. Но, как вы видите, система спасения, разработанная еще при Королеве, работает безупречно. По крайней мере жизни шести человек она точно спасла.