Экспрессионизм: история в эмоциях

Объединить тех, кто сам не создавал объединений, — такова главная цель выставки "Экспрессионизм в русском искусстве", которая накануне открылась в Русском музее.

С20 сентября до 19 ноября в корпусе Бенуа Русского музея можно увидеть около 350 произведений живописи, графики и скульптуры, созданных российскими мастерами с 1900–х до середины 1930–х годов. Все эти предметы искусства объединяет общее направление — экспрессионизм; и находятся они в собрании Русского музея. Впервые широко будет представлена печатная графика русского экспрессионизма: станковые гравюры, литографированные книги, плакаты. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.
Главная задача, которую ставят перед собой организаторы выставки, — выявить национальные черты этого течения и тенденции его развития на разных этапах, а также показать индивидуальные особенности творчества отдельных мастеров. Тем более что здесь наряду с экспрессионистическими шедеврами Марка Шагала, Павла Филонова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой представлены и менее известные работы их коллег из различных художественных объединений.
Экспрессионизм в отечественном искусстве развивался с середины 1900–х годов до середины 1930–х, преодолев порог революции и смены власти и развиваясь параллельно историческому процессу. Ведь что такое, например, экспрессионизм самого начала века? Это искусство молодых художников, эпатировавших публику разрушением канонов красоты, деформацией натуры, цветом — все это было внешним проявлением внутреннего бунта против буржуазных ценностей образа жизни "отцов". Поэтому работы в этом ключе появлялись во второй половине 1900–х в творчестве многих реалистов, импрессионистов, символистов, пионеров нарождающегося авангарда. В конце 1910–х всплеску экспрессионистических тенденций в искусстве, особенно в графических техниках, способствовала полоса войн и революций. Так, крупной индивидуальностью в экспрессионистическом движении Петрограда был Марк Шагал, создавший полные трагизма изображения первых жертв Мировой войны. И после революции, после установления новой власти путь экспрессионизма не прекратился: в 1920–е экспрессионистические поиски пронизывали все виды советского искусства, чему особенно способствовали послереволюционная атмосфера, ожидание светлого будущего и логика эволюции отечественного искусства. Идеи и приемы экспрессионизма находили отклик в новых молодежных объединениях, бравших за образец приемы немецкого экспрессионизма.
И даже насаждение соцреализма в 1930–х хоть и уменьшило пыл художников — "формалисты" (в том числе экспрессионисты) не получали заказов, не допускались на выставки, даже арестовывались, — но не прекратило развитие экспрессионизма в нашей стране.
Выставка работ художников, в большей или меньшей степени имеющих отношение к экспрессионизму, является наиболее полным отражением пути этого течения в российском, а затем и советском искусстве. Банк ВТБ, выступающий генеральным спонсором выставки "Экспрессионизм в русском искусстве", является постоянным партнером Русского музея, с 2002 года ВТБ является корпоративным членом международного общества "Друзья Русского музея". ВТБ уже не в первый раз участвует в организации крупных проектов музея. Среди наиболее заметных — выставки работ Рериха, Бакста, Верещагина. Недавно завершилась выставка Кузьмы Петрова–Водкина, приуроченная к 140–летию со дня рождения художника и представившая его творчество в наиболее полном объеме.
И открывшаяся накануне выставка "Экспрессионизм в русском искусстве" продолжает традицию меценатской и спонсорской помощи российскому искусству.