Инновационное сотрудничество: зачем нужны корпоративные акселераторы

 

Ценность инноваций и новых технологий для современного предприятия понятна и очевидна. Гораздо менее очевидны оптимальные пути развития и внедрения таких инноваций. Стартап–индустрия родила много форм и разновидностей таких процессов: акселераторы, инкубаторы, венчурные инвестиции. В последнее время у крупных предприятий входит в моду корпоративная акселерация, когда компания строит акселератор "под заказ", набирая в него компании, отвечающие ее инвестиционному и инновационному фокусу. Такие акселераторы уже открыли Castrol, Coca–Cola, IKEA, МТС.
Корпоративный акселератор — эффективный инструмент привлечения инновационных компаний к сотрудничеству. Сначала предприятие определяет технологическую направленность и инвестиционные цели акселератора. Затем идет отбор участников. В результате компании проходят программу из практических и образовательных мероприятий, помогающих сфокусироваться на решении поставленных предприятием задач. Ключевой идеей акселерации является тесное сотрудничество экспертов предприятия со стартапами с целью помочь им сфокусироваться на реальных проблемах индустрии.
Ярким примером для венчурного рынка Петербурга сейчас является индустриальный акселератор ГК "Кировский завод". В данный момент в нем восемь проектов. До конца программы они должны представить топ–менеджменту Кировского завода план дальнейшего развития и масштабирования бизнеса. Задача состоит в том, чтобы в ходе акселерации стартапы получили обратную связь от экспертов рынка о востребованности их продукта. На выходе проекты получают работающую модель, возможность запуска пилотного проекта на площадке заказчика и, с высокой долей вероятности, инвестиции.
Идея корпоративных акселераторов родилась в Кремниевой долине. Первым ее реализовала сеть акселераторов TechStars в партнерстве с Coca–Cola. Идея была в том, чтобы отобрать инноваторов в области FMCG и помочь им сфокусировать свои проекты под нужды реального рынка, используя опыт корпорации. Заказчик при этом получал возможность выявить потенциальных кандидатов на инвестиции или поглощение. После этого акселераторы стали появляться у компаний в сфере производства (Boeing), медиа (Disney), фармы (Bayer и Stada) и промышленного сектора (Castrol). Вскоре компании по всему миру стали создавать у себя корпоративные акселераторы. В России мода на них сформировалась не так давно — всего пару лет назад. Помогло то, что на инновации обратило внимание руководство страны, указав госкорпорациям на необходимость вкладываться в инновации и внедрять их.
Сергей Фрадков, управляющий партнер iDealMachine