Убийства были, взяток — никогда

10 лет колонии может получить экс–депутат ЗС Светлана Нестерова за махинации с депутатской поправкой. Прежде депутатов за нее не сажали.

Такое наказание потребовала прокуратура в ходе судебного процесса над Светланой Нестеровой, в недавнем прошлом петербургским парламентарием от "Единой России". Депутатом Светлана Нестерова работала с 2005 года, а в прошлом созыве даже возглавляла комиссию по социальным вопросам. Осенью 2015 года сотрудники УФСБ пришли с обысками к ее помощницам, а через несколько месяцев задержана оказалась и сама Нестерова.
Следователи предъявили ей обвинение в организации хищения чужого имущества с отягчающими обстоятельствами. Впоследствии обвинение переквалифицировали на взятку. Депутат пострадала из–за так называемой депутатской поправки, по которой часть бюджета члены городского парламента распределяют по своему усмотрению.
По версии следствия, Светлана Нестерова в 2013–2014 годах помогла двум общественным организациям получить бюджетные субсидии на работу с пожилыми в размере около 30 млн рублей. Получив за это 4,8 млн рублей, что и было в итоге определено как взятки.
Помощницы Нестеровой дали на нее показания и отделались условными сроками. Согласно их показаниям, депутату причиталось 20% от субсидий, деньги требовались на предвыборные кампании. Светлана Нестерова вину не признала — по версии защиты, вознаграждение за использование личных связей как взятка рассматриваться не может.

Крест Макарова

По мнению экспертов, подобного рода операции с депутатской поправкой — довольно обычная история для Мариинского дворца. Особенно — провластной его части, так как оппозиционерам не разрешают проворачивать подобные штуки в наказание за нелояльность.
Однако прежде за "депутатскую поправку" никого не привлекали. Спикер ЗС Вячеслав Макаров после задержания коллеги сохранял спокойствие и выражал надежду на то, что органы "разберутся".
Более того, уже после возбуждения дела Нестерова выиграла праймериз "Единой России" и должна была стать кандидатом на выборах в ЗС в 2016 году — если бы не ее собственный арест. Но дело возникло в разгар конфликта Вячеслава Макарова со Смольным за контроль над процессом выборов.
В конечном итоге спикер вышел победителем, но не без жертв. Кроме Светланы Нестеровой парламент лишился Вячеслава Нотяга, обвиненного также во взятках, хотя и вне связи с депутатской поправкой (в итоге он получил 3 года строгого режима).
Оба дела стали для Вячеслава Макарова личной болью: он каялся за то, что "не предусмотрел, не предвидел, не смог предотвратить" и даже признался, что "этот крест будет нести до конца своей жизни".

Ухудшили статистику

После оглашения приговора крест для спикера может стать еще тяжелее. До этого созыва взяточников в петербургском парламенте не водилось. Всякое было — пособничество в похищении несовершеннолетнего (Алексей Левашов, 1996 год, 2 года лишения свободы), вымогательство (Сергей Шевченко, 2001 год, 7,5 года условно), организация заказных убийств (Юрий Шутов, 2006 год, пожизненное заключение), но не взятки.
Приговор, если дело закончится сроком, станет в преддверии выборов–2019 демонстрацией пределов влияния спикера.