Продукты своего времени. Развитию интернет-торговли продуктами мешает логистика

Автор фото: Unsplash

Online–торговля продуктами питания будет успешной, если производители придумают, как выстроить логистику.

За прошлый год сразу несколько производителей продуктов питания, которые работают в России, запустили собственные интернет–магазины. Решение развивать это направление, конечно, верное, но тут надо быть готовым к определенным проблемам, предупреждают эксперты.

Сами себе продавцы

Компания "Боржоми" открыла интернет–площадку 3 месяца назад, в июне, теперь производитель минеральной воды ожидает прироста выручки на 55% до конца года по сравнению с результатами продаж через call–центр в 2017 году.
Сайт danonedirect.ru производителя молочных продуктов и детского питания Danone заработал в ноябре 2017 года. "Это ответ Danone на стремительное развитие онлайн–шопинга, в том числе в категории свежих продуктов", — поясняют в компании.
Агропромышленный холдинг "Мираторг" запустил интернет–магазин собственной продукции в феврале 2018 года. "Интернет–магазин дополнит действующие розничные каналы продаж и повысит доступность всей линейки продукции "Мираторга" для покупателей", — ожидают в холдинге.
Примечательно, что в онлайн–торговлю пошли буквально все — от кондитерских фабрик до производителей сухариков. Свой интернет–магазин есть, например, у кондитерской фабрики "Победа", "Объединенных кондитеров", группы KDV (выпускает сладости и снеки). Финский производитель молочных продуктов Valio запустил в августе 2017 года интернет–магазин в партнерстве с сервисами экспресс–доставки продуктов. Как поясняют в Valio, его запуск в компании рассматривают как шаг навстречу потребностям покупателя, который из–за развития интернет–торговли не рассматривает походы в магазин как единственную возможность приобрести продукты. К тому же, в отличие от розничных магазинов, на собственной онлайн–площадке представлена вся продукция производителя.
Интересуются онлайн–торговлей не только продавцы питания, но и остальные представители сегмента FMCG (товары повседневного спроса). Так, в феврале Unilever запустила интернет–магазин бренда AXE.

Застолбить кусок пирога

Производители открывают интернет–магазины с различными целями — от присутствия в онлайне до увеличения доли в общих продажах. По словам главы "INFOLine–Аналитики" Михаила Бурмистрова, интернет — еще и важнейший канал взаимодействия с покупателем, многие международные компании идут по этому пути и развивают свой бренд.
Руководитель направления FMCG интернет–магазина Wildberries Виктория Морозова полагает, что для производителей продуктов питания создание собственного интернет–магазина — это больше имиджевая история. Компаниям важно выработать экспертизу, так как онлайн–рынок в России в сегменте food развит слабо. "Скорее всего, в будущем эта тенденция сохранится: монопродуктовые онлайн–ретейлеры не способны обеспечить прямые продажи в большом объеме", — считает эксперт.
По словам Михаила Бурмистрова, чтобы интернет–магазин стал работающим бизнесом, компании придется вложиться в логистику: в аренду или покупку складов, использование курьеров. Второй шаг — продвижение этого канала.
Одна из проблем в выстраивании логистики — доставка в регионы, добавляет Виктория Морозова. Сложность доставки еды по сравнению с другими категориями — в скорости, ведь детскую игрушку покупатель может ждать несколько дней, еду — как правило, нет, поясняют в Ozon.ru. В компании считают, что обеспечить быструю доставку опытному онлайн–ретейлеру проще, чем традиционному фуд–ретейлеру, у которого раньше не было канала в интернете. "Молочные продукты требуют строгого соблюдения температурного режима хранения, поэтому на старте проекта мы столкнулись с серьезной задачей по правильной организации логистики доставки", — признают в Valio.
При этом развитие интернет–канала остается важным направлением работы, так как эксперты считают, что российский рынок e–grocery (продажа товаров повседневного спроса в интернете) будет главным драйвером роста всего российского e–commerce.
"Производитель еще не совсем понимает, как можно заработать на этом рынке, — объясняет основатель "Директфуд" Мстислав Воскресенский, — он хотел бы получить свою часть этого пирога, но решения этой задачи у него нет". По его мнению, проблема еще и в том, что на рынке отсутствуют квалифицированные менеджеры в сфере онлайн–торговли продуктами.

Огурцы онлайн

Продажа продуктов в интернете в России долгое время не пользовалась популярностью, но в прошлом году сразу несколько ретейлеров запустили интернет–магазины ("Перекресток", "Ашан", чуть дольше в этом сегменте работает "О’Кей"). А интернет–магазины, в свою очередь, начали торговать продуктами (Ozon.ru, Wildberries). Рынок перспективный — средний ежегодный рост онлайн–торговли продуктами с 2017 по 2022 год составит 17%, ожидают в Euromonitor.
В России оборот рынка интернет–торговли в 2017 году вырос на 13% и достиг 1,04 трлн рублей, подсчитала Ассоциация компаний интернет–торговли. Сегмент "Продукты питания" занимает примерно 4–5% в общей структуре.
Запуская интернет–магазин, мы ставили задачи лучше узнать покупателя, его пожелания и потребности напрямую, протестировать различные гипотезы в онлайн–среде перед внедрением их на других платформах и ресурсах. Сложность, с которой сейчас работаем (с которой сталкиваются, пожалуй, все монобренды), — не всегда легко набрать товаров одного бренда на нужную до бесплатной доставки сумму. Мне кажется, интернет–магазин — это имиджевая составляющая и реально работающий канал продаж, особенно с учетом роста популярности онлайн–магазинов.
Александр Шибанов
бренд–менеджер торговой марки AXE
Доля онлайн–продаж как канала сбыта очень отличается по категориям продуктов. Она выше для детских товаров, косметики / гигиены и значительно ниже для свежих продуктов. Скорее всего, у большинства производителей онлайн–магазины не станут существенной частью бизнеса, по крайней мере при уровне технологий сбора и доставки заказа, который мы видим в обозримом будущем. Эту роль скорее будут выполнять онлайн–магазины крупных продуктовых ретейлеров, у которых для этого есть ассортимент и логистика.
Ростислав Хоменко
младший партнер компании Bain & Company