Конкуренция между банками уходит в цифровую плоскость

 

Традиционно банковский сектор Петербурга представлен большим количеством локальных участников. Петербуржцы доверяют свои сбережения местным банкам и менее лояльны к федеральным игрокам. По данным Frank Research Group, доля рынка банков, зарегистрированных в Петербурге, по вкладам и текущим счетам составляет порядка 10%. Это характерно не только для населения, но и для МСБ, и даже для крупного бизнеса. Вместе с тем изменения, которые произошли в последние годы, могут коренным образом переломить эту тенденцию. Отзывы лицензий и санации коснулись ряда крупных банков СЗФО, затронув интересы большого количества потребителей и заставив их пересмотреть подходы к выбору финансового партнера.
Критерий надежности кредитной организации выходит на первый план, и в этом случае госбанки и "дочки" международных финансовых институтов оказываются в более выигрышном положении. Наша стратегия предполагает органический рост по всем направлениям бизнеса. Мы видим большой потенциал для развития в Петербурге и в целом в СЗФО. Здесь у Росбанка большие планы как в рознице и VIP–обслуживании, так и в корпоративном сегменте.
Несмотря на не всегда стабильную экономическую ситуацию, наша банковская группа продолжает работать в России. Есть мнение, что жесткие регуляторные нормы европейского банковского законодательства приведут к серьезному ослаблению банков в Европе. Я не согласен с этим тезисом. Да, нагрузка на рентабельность западных банков со стороны ЕЦБ достаточно ощутима, но эти требования продиктованы объективными причинами. Новые регуляторные требования направлены на укрепление финансовой стабильности, и крупные европейские банковские группы будут соответствовать всем новым требованиям. По нормам достаточности капитала Банк России идет по стопам европейского регулятора, внедряет нормы Базель III. В целом ЦБ очень много сделал для оздоровления банковского сектора: рынок стал более прозрачным, сильным и устойчивым. Мы приветствуем и планы по развитию цифровизации — например, внедрение удаленной идентификации клиентов.
Конкуренция между банками сегодня развивается в неценовой плоскости, а значит, совершенство digital–сервисов и уровень клиентского обслуживания будут иметь решающее значение. Крупные банки много инвестируют в развитие новых технологий. Для того чтобы оставаться успешными, банки должны научиться предвосхищать потребности потребителей, следить за их развитием, делать предложения более персонализированными и выгодными. Например, если у вас изменилось семейное положение, вам может стать интересна ипотека, а если вы задумались о смене машины — автокредит. Банк должен это понимать и подбирать актуальные услуги. Надежность, конечно, тоже никуда не уйдет. Люди пока не готовы отдавать крупные средства в молодую и прогрессивную финтехкомпанию, фундаментальная функция банковской системы — давать возможность сохранять и преумножать сбережения.
Илья Поляков, председатель правления Росбанка