Ядреный дизель

 

Окончание. Начало > 4-5
Украинские прокуроры передали письмо Службе безопасности Украины, и дело из плоскости экономического спора хозяйствующих субъектов сразу же переросло в более серьезное.
Судя по публикациям украинских СМИ, им уже хорошо известно о поставках дизелей на Запорожскую АЭС. Однако местная пресса не пишет о том, контрафактная ли это продукция, ее заботит сам факт того, что поставляемые запчасти — российского происхождения. Градус возмущения дошел до того, что стали появляться сообщения: якобы топ–менеджмент ГП "НАЭК "Энергоатом", представляющий интересы Запорожской АЭС, был завербован русскими для диверсий в украинской энергетике.

"Латвийская" схема

Согласно договорам (копии документов есть в распоряжении "ДП") между "Энергоатомом" и дилером ПО "Дизель–энерго" — латвийской компанией SIA Raido Trading, с самого начала предполагалось, что детали дизель–генераторов будут произведены в Петербурге. В этом не было никакой тайны. Ведь работавшие до сих пор в Запорожье дизели были сделаны именно там, и их капремонт с заменой основных запчастей логичнее всего было производить силами официального производителя, обладающего исключительными интеллектуальными правами на это оборудование. "Латвийская" схема, видимо, была обусловлена напряженными российско–украинскими отношениями.
Контракты были заключены в июне и декабре 2016 года на суммы 7,8 млн и 5 млн евро. Поставки продукции с завода–производителя на украинскую АЭС через латвийского посредника были запланированы на август–сентябрь 2016–го и март–июнь 2017 года.
Основные производственные мощности ПО "Дизель–энерго" располагаются в Петербурге, недалеко от Московских ворот, а также во Всеволожске — на месте бывшего завода "Русский дизель". В 2016 году все права на продукцию, комплект рабочей конструкторской документации, включая технические условия на поставку и ремонт, а также производственные мощности ПО "Дизель–энерго" перешли акционерам Кингисеппского машиностроительного завода. Его крупнейший пакет (60%), по данным СПАРК, у Джахид Халис Оглы Акперова. В октябре 2017 года КМЗ приобрел 100% акций ПО "Дизель–энерго".

Документы в порядке

По словам гендиректора КМЗ Анатолия Русина, со стороны Запорожской АЭС на петербургскую площадку был направлен украинский специалист для проверки качества оборудования и возможностей производственных мощностей, где фактически и изготавливались детали.
"Специалист оценил масштаб производства, качество продукции. Принял запчасти — не более десятой части контракта — и уехал", — рассказывает Анатолий Русин. Передача первой партии товара, по его словам, состоялась в апреле 2017 года, на сумму около 60 млн рублей, это около 6% общей стоимости контракта. Однако эта партия оказалась первой и последней отгруженной официальным производителем. Как говорят на КМЗ, ни от АЭС, ни от латвийского посредника после не поступало запроса на изготовление остальных деталей.

Два дизеля

Представители ПО "Дизель–энерго" выяснили, что поставки продукции от имени их предприятия осуществляло, по всей видимости, другое юрлицо с похожим названием — МК "Дизель–энерго". По данным СПАРК, компания зарегистрирована в 2015 году на соседней с ПО "Энерго–дизель" улице, а ее нынешний генеральный директор Алексей Лазарев — до мая 2016 года возглавлял ПО "Дизель–энерго".
"Сейчас, как нам известно, контракты закрыты. При этом КМЗ более никаких поставок не производил", — объясняет Анатолий Русин. На предприятии считают, что первая поставка на небольшую сумму якобы была необходима Raido Trading, чтобы получить вместе с товаром все необходимые документы, а для последующих партий, которые на КМЗ называют контрафактными, документы были подделаны.
Как рассказал в беседе с "ДП" Сергей Косцов, член совета директоров Raido Trading, подпись которого стоит на официальном госконтракте с "Энергоатомом", вся продукция, которую они получали, была аттестована и проходила через таможню со всеми необходимыми документами.
"Мне сложно комментировать разборки двух российских хозяйствующих субъектов. Я так понимаю, одного собственника не устраивает отгрузка от второго. Там серьезные люди, пусть сами разбираются. К нам приходил товар со всеми документами", — говорит Сергей Косцов.

Резервная копия

Остается неясным — действительно ли на АЭС была поставлена контрафактная продукция. Но в контексте последних событий обвинения ПО "Дизель–энерго" могут выглядеть реалистичными. Дело в том, что в августе 2018 года Алексей Лазарев был задержан в рамках дела о поставке контрафактного оборудования еще на одно стратегическое предприятие — ГУП "Петербургский метрополитен". На следующий день после задержания по этому делу Алексей Лазарев был отпущен под залог 2 млн рублей.
По версии следствия, глава МК "Энерго–дизель" в декабре 2015 года (фирма зарегистрирована 9 декабря 2015 года) поставил метрополитену контрафактное оборудование на 33 млн рублей. В Петербургском метрополитене отказались комментировать эту ситуацию. С Алексеем Лазаревым связаться не удалось: два номера его телефонов отключены, на sms он не ответил.
"ДП" направил официальный запрос "Энергоатому". Представители госконцерна сперва потребовали от "ДП" переписать его по шаблону и по–украински. Затем согласились прочитать по–русски. Но за день до публикации в "Энергоатоме" сказали, что не будут отвечать.