Взрослые и детские потребности

 

ВЕкатеринбурге произошел странный случай: старшекласснице в книжных магазинах отказались продавать сочинения Владимира Маяковского, Сергея Есенина и Иосифа Бродского. Продавцы ссылались на ярлык 18+ и кивали на издательство, издательство — на Роскомнадзор, Роскомнадзор — на неназванных экспертов. Эксперты, если до них докопаться, тоже наверняка не смутятся: вот, покажут, здесь эротика, здесь насилие, здесь призыв к свержению государственного строя, еще вопросы есть? Текст есть текст, а Маяковский это или не Маяковский — извините, не к нам. Раз государство у нас правовое, то и главное в нем — нормативно–правовой акт. А не стихи.
Недоразумение, вероятно, завершится в итоге положительным исходом. Вмешается министерство, скажут что–нибудь про "перегибы на местах". Нормативно–правовой акт — он только для продавцов и школьниц незыблем, а если министр скажет, то уже появляются варианты.
Но проблема–то не исчезнет. Литература ведь у нас и правда оказывается сомнительной в свете новых педагогических веяний. Вот даже упомянутая троица поэтов небезупречна в нравственном плане. Биографии двоих из них — не пропаганда ли суицида среди несовершеннолетних? В СМИ, между прочим, об этом писать запрещено как раз, чтобы дети не прочитали, а в школах, получается, можно.
То, что было нормальным 30–40 лет назад, сегодня уже не годится. Новые угрозы открываем в самых неожиданных местах. Читали–читали детям Пушкина, вдруг — ба! — а там же оскорбление верующих! У Булгакова — сатанизм и так далее. В Архангельске недавно прочитали детям отрывки из Гоголя и Толстого, так сразу прокуратура нагрянула — а не соответствовали, говорят, отрывки возрасту, интересам и потребностям учащихся. Вот вам выговор. Хорошо все–таки, что у нас есть такие взрослые, которые всегда знают, кому что положено по потребностям! Пора бы им и другим взрослым это разъяснить. Не только дети могут начитаться чего–то не того и устроить что–то не то. Когда же это до правительства дойдет?