"Леруа Мерлен" сыграет втемную

Сеть откроет гипермаркет в формате dark store — он выглядит как обычный магазин, но погулять по нему нельзя.

Свой первый в Петербурге магазин в формате dark store (переводится с английского как "темный магазин") "Леруа Мерлен" откроет на Парнасе, на месте одного из гипермаркетов "К–раута", которые он купил в феврале.

Ускорит выдачу

Так называемый "магазин без покупателей" ориентирован на обслуживание заказов, сделанных в интернет–магазине, и выполняет посредническую функцию между покупателем и интернет–магазином, то есть в обычный гипермаркет поставки из dark store не идут. Этот формат "Леруа Мерлен" уже опробовала в Москве, в Петербурге же раньше сбор онлайн–заказов шел на базе стандартных гипермаркетов. Как ожидает Алексей Лесников, региональный директор "Леруа Мерлен Восток", собственный dark store позволит "Леруа Мерлен" быстрее обрабатывать интернет–заказы.
Площадь гипермаркета на Парнасе составляет 7 тыс. м2, также там есть строительный двор. В Петербурге на интернет–торговлю приходится 1,5% товарооборота магазинов "Леруа Мерлен", за последние 2 года эта доля почти удвоилась. Оборот сети "Леруа Мерлен" в Петербурге в 2017 году вырос на 20% по сравнению с 2016–м, до 20 млрд рублей.

Выполнил свою задачу

Формат dark store уже знаком петербургскому рынку: несколько лет назад сеть "М.видео" использовала его, чтобы улучшить финансовые показатели стандартного супермаркета в Приморском районе, потерявшего часть трафика после запуска дорожной развязки. Он до сих пор работает, сообщают в компании. "На момент открытия пилот был успешен, так как позволял быстро обслуживать интернет–заказы жителей города и области. Но с ростом числа интернет–заказов для компании стало более эффективно иметь централизованные склады и распределительные центры со специальным программным решением для учета товародвижения", — сообщили в "М.видео".
С 2014 года и объем интернет–продаж "М.видео", и количество заказов выросли в несколько раз, при этом около 70% интернет–заказов клиенты сети забирают самостоятельно из магазинов: такой формат позволяет посмотреть на товар перед покупкой, проконсультироваться с продавцом. Чтобы прогнозировать спрос и превентивно привозить необходимый товар, "М.видео" использует специальную систему аналитики данных и планирования.

Инновации на рынке

Тем не менее формат считается перспективным у ретейлеров, которые только приступают к развитию онлайн–торговли. Так, до конца года состоится запуск первого "Перекрестка" в формате dark store компании X5 Retail Group. Магазин начнет работу на юге города, инвестиции в него составят до 90 млн рублей, площадь — от 4 тыс. до 6 тыс. м2.
"Запуск dark store позволит нам выйти на продовольственный онлайн–рынок, доставлять продукты покупателям домой", — сообщают в пресс–службе ретейлера. Dark store будет работать исключительно для выполнения интернет–заказов, доступ туда получат только сотрудники, отвечающие за сбор заказов онлайн–покупателей.
"Формат dark store, безусловно, инновационный для российского и для европейского рынка, особенно если мы говорим о DIY–направлении, — отмечает Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, — однако для "Леруа Мерлен" более логичным было бы переоборудование в dark store магазина "К–раута" на Васильевском острове". Он поясняет, что и конфигурация, и площадь магазина на Уральской ул. не подходят под формат "Леруа Мерлен" и требуют больших усилий по адаптации.
Самая высокая эффективность у dark store, который все–таки работает с покупателями, хотя бы в формате пункта самовывоза, добавляет эксперт.