Не стреляй. Рецензия на фильм "Шпионская игра" Бена Луина

 

Голливуд сегодня напоминает советское кино "морального беспокойства" 1980–х: там сейчас половина фильмов о том, как поступить, когда есть только ты и твоя совесть. В России об этом не догадываются, до сих пор полагая, что Голливуд — это "примитив" и "спецэффекты".
Между тем этические вопросы американское кино вытаскивает даже из военного материала, а теперь вот — и из шпионского. Казалось бы, абсурд, но удалось найти именно такую историю. В фильме сказано: "Основано на реальных событиях" — и это правда, хотя сама история требует некоторого пояснения.
Главный герой бейсболист Мо Берг был весьма популярен в Штатах в 1930–1940–е годы: полиглот (12 языков), эрудит и спортсмен. Он, видимо, работал на американскую разведку еще до войны, в 1930–е, но не был классическим шпионом, а, вероятно, относился к тому типу авантюристов–одиночек, которые сами ищут острых ощущений. Что касается войны, то Берг также вовсе не скучал в кабинете, как в фильме, а выполнял задания, о которых тоже можно было бы снять не один фильм. Но, конечно, история с Гейзенбергом особая.
Выдающийся физик Вернер Гейзенберг, нобелевский лауреат, во время Второй мировой был ведущим теоретиком немецкого ядерного проекта. Тоже, кстати, история про моральный выбор. С одной стороны, он работал в нацистской Германии до конца войны. С другой — существует миф о том, что немецкие физики якобы сознательно тормозили разработку сверхоружия. После войны, однако, другие ученые пришли к выводу, что немецкие физики попросту не могли ускорить создание смертоносного оружия в 1945 году из–за отсутствия ресурсов. Но до победы союзникам об этом ничего не было известно, и Гейзенберга решено было обезвредить — это задание и получил Мо Берг.
Задание было в высшей степени странным — примерно таким, как и сам Берг. Ему следовало в 1945 году нелегально попасть в нейтральную Швейцарию, на лекцию Гейзенберга. Если по ходу лекции станет ясно, что нацисты заняты реальной разработкой ядерного оружия, Берг должен был выстрелить в физика, а затем принять яд, чтобы не попасть в руки гестапо, которое того охраняло.
Мо Берг был образованным человеком, но не был физиком; тем более маловероятным представляется, что можно узнать что–то о секретных планах врага за 2 часа — из открытой теоретической лекции.
Дальнейшая реальная история имеет несколько версий. По одной из них, Берг во время лекции понял, что никакого оружия Германия создать не сможет.
По другой, он уже собирался стрелять, но передумал после консультации с другим физиком, затем он посетил Гейзенберга в отеле и даже поговорил с ним.
Авторы предпочли ключевой момент фильма превратить в 5 минут молчаливого противостояния двух совершенных разумов, шпиона и физика, прямо посреди ночного Берна. Это выглядит несколько претенциозно, хотя по–своему тоже символично. Пистолет направлен на врага, палец на курке, но затем оружие опускается обратно в карман плаща.
Сцена подводит черту под почти столетней историей шпионского кино. Ружье, заявленное в первом акте, в последнем аккуратно помещается обратно на стену. Вот уж действительно игра: ума, страстей, эмоций, совести и интуиции. В итоге, вопреки законам войны, победил гуманизм. Гейзенберг умер своей смертью в 1976 году, Мо Берг — 4 годами раньше.