С чемоданом к врачу. Медицинские туристы едут в Петербург лечить сердце и зубы

Автор фото: Алена Марченко

О развитии медицинского туризма в Петербурге заговорили еще в конце 2016 года, когда Георгий Полтавченко подписал меморандум со Всемирной туристской организацией о совместном развитии  города как туристического центра, в том числе медицинского. С этого года в Петербурге открылась штаб-квартира Российской Ассоциации медицинского туризма, которая взаимодействует с несколькими крупными клиниками и медицинскими учреждениями города.

Эксперты отмечают, что медтуризм — это перспективное для Петербурга направление, но, чтобы дойти до высоких международных стандартов, нужны годы.

Дешевле, проще, популярней

Медицинский туризм вошел в программу развития Петербурга до 2023 года, на эти цели суммарно потратят около 3 млрд рублей. На ПМЭФ-2018 несколько медучреждений проявили интерес к медтуризму. Известно, что это направление активно развивают в Центре им. А. Алмазова, Медицинском институте им. С. Березина, а также в Детской городской больнице им. К. Раухфуса, также к сотрудничеству с Агентством медицинского туризма рассматривает возможность присоединиться система клиник "Меди".
"По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 году число международных туристов вырастет до 1,6 млрд, около 3-4% населения планеты будут ездить за границу на лечение и оздоровление, а медицинский туризм станет одним из наиболее приоритетных направлений развития национальных экономик", — приводит статистику президент Ассоциации медицинского туризма, генеральный директор ГК "Кинезис", Игорь Платонов.
По мнению Платонова, в Петербурге медицинский туризм может быть развит только при наличии государственной поддержки. Сейчас, по его словам, у города есть для этого неплохой потенциал, который поддерживает наличие старой медицинской школы, достаточно большое количество клиник, оснащенных по самым современным стандартам, а также низкие цены.
"Ряд клиник прошли сертификацию и имеют международные сертификаты ISO. Думаю, в Петербурге целесообразно развивать наиболее востребованные у иностранных пациентов направления, такие как онкология, кардиология, кардиохирургия, офтальмология, стоматология, ортопедия, вспомогательные репродуктивные технологии, пластическая хирургия и нейрохирургия", — считает он.
Одна из первых клиник, которая успешно начала продвигаться по пути предоставления медицинских услуг туристам, — МИБС им. С. Березина. По словам председателя правления института Аркадия Столпнера, МИБС сделал ставку на внедрение высоких технологий в диагностику и лечение онкологических заболеваний. Лечение для туристов на радиохирургических и радиотерапевтических установках в Онкологической клинике МИБС обходится в 200-400 тыс. рублей за курс. Курс протонной терапии в Центре протонной терапии МИБС 1,8 млн рублей, то есть меньше $30 тыс., что, по словам Столпнера, в несколько раз ниже, чем в клиниках Европы и США.
"По уровню технической оснащенности МИБС не уступает ведущим онкологическим центрам Европы и США, а некоторые и превосходит. Так, далеко не все европейские онкологические клиники и даже не все европейские страны имеют центры протонной терапии, в которых рак лечат с применением наиболее современной на сегодня технологии — с помощью протонов. Из-за большого потока пациентов наши специалисты к тому же имеют зачастую заметно больший опыт, чем их европейские коллеги, а наша команда внедряет новые свои методики и разработки. К примеру, у нас проходила лечение пациентка из Сербии, которая не смогла найти в Европе клинику, где радиохирургическими методами лечили бы меланому сосудистой оболочки глаза. У нас эта операция проводится на гамма-ноже с сохранением органа и зрения", — рассказал он.
Сейчас в МИБС, по словам Столпнера, приезжают туристы в основном из стран бывшего Союза: из Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Украины, стран Прибалтики, Армении. Один из первых пациентов в Центр протонной терапии был направлен коллегами из Израиля, потому что там пока нет собственных протонных центров. Также большой поток туристов приезжает из регионов России.
"Мы заключили соглашение о сотрудничестве с больничными кассами Израиля, и уже появились первые пациенты из этой страны. Надеемся, что со временем поток вырастет. Если говорить о цифрах. В онкологической клинике мы ежегодно проводим лучевое лечение около 3 тыс. человек, приезжие составляют более 70% потока пациентов. Примерно 15% от потока — иностранцы. Мощность Центра протонной терапии — 800 пациентов в год, но на этот показатель мы будем выходить постепенно, а в этом году планируем провести лечение около 200 человек. Приезжие составят примерно 45%", — рассказал эксперт.
Генеральный директор ЗАО "Меди" Марина Касумова рассказала "ДП", что клиника пока только приступила к разработке программы медтуризма, но работать они планируют по разным направлениям: "Стоматология, косметология, пластическая хирургия, лазерная коррекция зрения, семейная медицина. Думаю, что флагманами в развитии медицинского туризма могут стать лазерная коррекция зрения и пластическая хирургия".

Не все так радужно

Давид Цырлин, генеральный директор компании Remote Diagnostic Support (RDS), ставит под сомнение качество российских медицинских услуг, выдвигая на первый план по привлекательности для иностранцев только стоматологию и ряд неврологических дисциплин, которые хорошо развиты в России. RDS занимается предоставлением телемедицинских услуг с иностранными специалистами, а также организацией медицинского туризма для петербуржцев в Германию и Израиль.
"Зарубежные пациенты могут быть заинтересованы в стоматологии, потому что она здесь дешевле при довольно высоком качестве услуг. А вот в пластической хирургии я сомневаюсь, она несет слишком высокие риски для медицинских компаний, и поэтому соотношение цена-качество сравнимо с заграничными услугами подобного рода. Надо понимать, что иностранцы валом не поедут. Например, в моей практике немецкие специалисты предъявляют очень серьезные требования, которым соответствуют далеко не все российские клиники. Речь чаще всего идет о протоколах исследований. Возможно, иностранцы поедут по отдельным отраслям медицины. Например, в тех случаях, когда ряд исследований не проводится в рутинной практике в медицинских центрах их стран, что делает проведение самих исследований достаточно затруднительным. Однако, что греха таить, сделать их в России проще и доступнее", — отмечает он.
Также он отмечает, что для развития медицинского туризма в Петербурге не хватает хорошего менеджмента: "Часть медицинского туризма, с которой можно брать деньги и с которой нужно брать деньги — это сервисная составляющая, то есть конкретно туристическая часть. Например, в Германии, когда пациент приезжает в страну с женой, их в аэропорту встречает машина с водителем, а помимо посещения врача у них предусмотрен график шопинга, ресторанов, экскурсий и всего остального. Это хорошая модель, с которой нужно брать пример. Пациент при этом должен заплатить туристической компании, которая будет организовывать сервис и договариваться с клиникой. Нужен менеджмент, но не медицинский, а туристический. Грубо говоря, медицинской составляющей там может быть на 100 рублей, но туризма можно сделать на 10 тыс. Медицинские компании в Петербурге туризмом заниматься не умеют. Развивать нужно в первую очередь именно его, а к нему прибавлять профилактическую медицину".
Относительно туристов из регионов Цырлин обращает внимание, что они могут получить по закону медицинские услуги в петербургских клиниках бесплатно: "Вы можете приехать заплатить за местные медицинские услуги, а можете получить все бесплатно. Просто пациенты чаще всего не в курсе, что они могут просто приехать в гипотетический медицинский центр на поликлинический прием и при наличии показаний пройти достаточно дорогостоящие процедуры за счет территориального фонда своего региона, если в медицинском учреждении есть квоты, то есть свободные места для этих пациентов. Самое важное, что это вполне законно с точки зрения медицинского центра", — объяснил он.  
Евгений Самус, эксперт по маркетингу и клиентоориентированности в медицине и создатель обучающей программы по медицинскому маркетингу, отмечает, что следует разделять два основных типа туристов: приехавших из других регионов России, чтобы полечиться в Петербурге, и иностранных медицинских туристов. Для вторых прежде всего не хватает кадров со знанием языка.
"Я сразу начну говорить про сервис, так как туризм — это прежде всего сервис и клиентоориентированность. Естественно, большинство россиян из небольших и удаленных от мегаполисов городов будут в восторге от качества сервиса и уровня оснащения питерских медучреждений, как государственных, так и частных. Но, пользуясь опытом проведения аудитов качества сервиса в медучреждениях, могу с уверенностью сказать, что европейский уровень сервиса наблюдается крайне редко, а языковой барьер есть практически везде. Моему партнеру из Швейцарии месяц назад срочно понадобился стоматолог, меня в городе не было, я сделал больше 50 звонков, чтобы найти англоговорящего стоматолога-ортопеда. Для развития приема иностранных пациентов вижу перспективной стоматологию и санаторно-курортное лечение, так как и то и другое при достойном уровне качества стоит в Санкт-Петербурге сильно дешевле. Но не будем забывать, что есть кадровое голодание, англоязычных врачей мало, англоговорящих администраторов практически нет, медицинских переводчиков не хватает. Я больше верю в развитие внутреннего медицинского туризма, так как для приема иностранцев будет достаточно много трудностей перевода, как в прямом смысле, так и касаемо сервиса", — рассказал он.