Неприбыльно, но весело. Как зарабатывают широкоформатные фестивали в Петербурге

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко
Автор фото: Коллаж: Алена Марченко

Летом в Петербурге проходит несколько крупных мультиформатных фестивалей, особую нишу среди них уже заняли гик-фестивали, которые за последние годы преобразовались из обычных мероприятий для любителей гик-культуры или науки в фесты с музыкой, лекториями и знаменитыми хедлайнерами. "ДП" решил изучить, из чего состоит экономика каждого такого мероприятия.

В конце июня из-за чемпионата мира большая часть фестивалей была передвинута на вторую половину лета. Многие игроки рынка тогда отмечали, что это спровоцировало жесткую конкуренцию и может отразиться на рынке.

Прибыльные гики

Самый крупный мультиформатный гик-фестиваль в мире – СomicCon в Сан-Диего – ежегодно приносит немалую прибыль городу, в котором он проводится. В 2017 году около $140 млн было зачислено в бюджет города благодаря проходившему в нем мероприятию. Прибыль городского бюджета благодаря ComicCon в 2018 году, по прогнозам Центра конвенций Сан-Диего, составит уже $147,1 млн. С учетом всех фестивалей и конференций Сан-Диего ежегодно зарабатывает более $1 млрд. Например, в прошлом году город получил $1,1 млрд, а в этом году ожидается $1,2 млрд. Правда, на организацию всего этого великолепия тоже уходит немало – от $3 до $5 млн в разные годы.
В Петербурге, где ежегодно проходит почти сотня различных мероприятий разной направленности – от музыкальных и кулинарных до широкоформатных, – на организацию фестиваля может уходить от нескольких сотен тысяч рублей до десятков миллионов.
Гик-фестивали, которые сперва концентрировались на атрибутах современной культуры – компьютерных играх, комиксах и сериалах, на фоне остальных выделяются тем, что из года в год становятся все шире по формату и целевой аудитории. Причем это общемировой тренд. Например, на тот же ComicCon уже давно съезжаются крупные технологические компании, чтобы показать свои разработки потенциальным покупателям.
"Мы тоже подстраиваемся под свою аудиторию, а также адаптируемся и добавляем новое. В этом году, например, решили пригласить музыкантов, – рассказывает Виктория Рубанникова, продюсер проекта Geek Picnic. – За счет этого мы приобретаем новую аудиторию. Это отражается, например, на хедлайнерах фестиваля. Geek Picnic – это научпоп-фестиваль, но мы приглашаем гостей, которые нравятся нашей ЦА. Например, режиссер Дэвид Линч. С одной стороны, он медийный персонаж, с другой – это человек, который снимает как раз такие фильмы для гиков, которые нравятся нашим гостям".
Geek Picnic, пожалуй, самый крупный фестивальный представитель в Петербурге. По словам Рубанниковой, на организацию мероприятия уходит порядка 16 млн рублей. На проведение этого же фестиваля в Москве уходит уже больше – около 20 млн. Аудитория фестиваля, как отмечает Рубанникова, сейчас выросла до 75 тыс. человек в Москве и 35 тыс. человек в Петербурге.
"Самая большая статья расходов – это маркетинг и продвижение фестивалей. Мы выбираем и подключаем агентство, которое сопровождает нас на протяжении всего мероприятия. Много средств уходит на онлайн-продвижение, таргетирование в "Яндексе" и Google. Вторая большая статья расходов – это застройка фестиваля. Потому что у нас опен-эйр, мы застраиваем большие парки, а это подразумевает проводку электричества, которого там никогда нет, выстраивание сцены, входной арки. Мы по факту всю инфраструктуру выстраиваем с нуля, привозим туалеты, выставляем охрану", – рассказала она.
Также продюсер проекта отмечает, что по сравнению с этими тратами средства, которые уходят на сам фестиваль, можно считать небольшими, даже траты на приглашенных гостей, спикеров и блогеров, среди которых много знаменитостей.
Сумму прибыли организаторы не раскрывают, но Рубанникова отмечает, что ее характер в Москве и Петербурге сильно отличается.
"В Москве 70% заработка – это спонсорство партнеров, а 30% мы зарабатываем на билетах. А в Петербурге наоборот: где-то порядка 30-40% на спонсорах и 60-70% на билетах. Ситуация такая в городе, здесь нет ключевых партнеров", — считает она.

Мучительный процесс

Организаторы фестивалей отмечают, что во многом успех зависит от приглашенных хедлайнеров и спикеров. Например, организаторы Geek Picnic начинают искать спикеров за год до будущего фестиваля. Хедлайнеров часто выбирают по количеству просмотров на YouTube. Если у спикера большая популярность, то с ними связываются и в течение года ведут переговоры. Через такой же долгий процесс проходят организаторы и других фестивалей.
"Это очень долгий, сложный и мучительный процесс. Иногда нам даже приходится ехать на другие зарубежные фестивали, чтобы познакомиться с гостями лично. Из 50 приглашенных гостей, которые вступают с нами в диалог, соглашаются приехать в Россию только три-пять человек", – рассказал Михаил Богданов, директор фестиваля "БигФест".
По его словам, бюджет фестиваля меняется из года в год и во многом зависит от стоимости арендуемой площадки, которая постоянно меняется, а также от гонораров приглашенных звезд. Минимальные вложения в фестиваль составляют 7,5 млн рублей.
"Самые крупные статьи затрат – аренда площадки, возведение двух сцен и звуковое оборудование, аренда экрана, привоз зарубежных гостей (билеты повышенного класса, гостиницы, гонорары, суточные, переводчики, сопровождение, трансферы), привоз русских артистов и звезд YouTube, аренда шатров для открытых зон фестиваля, аренда мебели для всех зон, декорации, зарплаты и, конечно, реклама, которая занимает очень большую часть бюджета", – рассказал он.
Дополнительные затраты уходят на охрану, транспортные перевозки, выплаты сообществам по авторским правам, призы для партнеров и участников и т. д. При этом за 3 года своего существования фестиваль, по словам Богданова, вышел в плюс только в этом году. "БигФест" зарабатывает большей частью на продаже билетов, мерча и комиксов (у организаторов фестиваля свой магазин комиксов), а также за счет сдачи в аренду мест для коммерческих участников.
"Фестиваль растет. Каждый год приходит на 1,5-2 тыс. человек больше. Цена билетов меняется в зависимости от значимости зарубежных гостей, что мы везем, и первичных вложений в фестиваль. В цену билета входит только вход на фестиваль. Для VIP – отдельные ускоренные проходы на фестиваль и отдельные очереди за автографами к звездам", – поделился директор фестиваля.
Также Богданов отмечает рост конкуренции как среди фестивалей подобного типа, так и среди открытых площадок, на которых они проводятся. В этом он видит положительную тенденцию.
"Это прекрасно, потому что появляется все больше площадок, которые вкладывают все больше средств в оформление и развитие. Например, есть тот же самый ArtPlay. На вид завод заводом, но перед нашим мероприятием мы спросили: “Почему бы вам не сделать граффити на стене?” И за 1 день до фестиваля они пригласили граффитиста, который все преобразил вокруг. В принципе, новые площадки, которые организованы на бывших заводах, скоро составят большую конкуренцию "Ленэкспо", "Экспофоруму" и т. д.", – считает он.

Уйти в ноль

У небольших, локальных фестивалей бюджеты уже гораздо меньше. Например, бюджет фестиваля IT-культуры Chaos Constructions составляет около 600 тыс. рублей. Организаторы никакой прибыли не получают.
"Мы находим волонтеров, которые помогают с установкой мебели, со связью спонсоров, – рассказывает организатор мероприятия Наталья Крапкина. – Бюджет состоит из требований площадки. Мы платим за аренду. В этом году аренда составила 500 тыс. рублей на площадке "Ленполиграфмаша". В прошлом году мы устраивали фестиваль в голых стенах ArtPlay, он находился в ремонте. Аренда обошлась в 300 тыс. рублей", – рассказала Крапкина.
По ее словам, в прошлом году возникли дополнительные расходы на экраны и звуковое оборудование.
"Охранная организация обошлась нам в 250 тыс. рублей. При этом эксцессов избежать не удалось. Получались такие истории, когда охранники нападали на посетителей. В этом году мы можем выбрать свое охранное предприятие. Порядка 40-50 тыс. рублей планируем потратить", – добавила она.
Организаторы отмечают, что многое удается лишь за счет спонсорства.
"В этом году у нас есть один спонсор, который внесет 150 тыс. рублей. Это крупная газовая компания. В прошлом году мы ушли в минус на 200 тыс. рублей. Их закрыл частный соорганизатор из личных средств. Прибыли у нас нет уже несколько лет, а если есть – уходит в призовой фонд или остается на следующий год", – признается Крапкина.