Хватит читать по бумажке. Почему российские стартапы проигрывают в позиционировании иностранным проектам

 

Недавно со своими резидентами из "Ингрии" я отправилась в Котку на стартап–фестиваль *ship. Он проходит уже четвертый год, о мероприятии знают за пределами Финляндии. Нас пригласили выступить на инвестиционной сессии Pitch Captain Competition, собравшей 50 стартапов из Европы и России. У каждого стартапа было три минуты на то, чтобы рассказать о себе, и две — чтобы ответить на вопросы 26 судей. Этот формат в очередной раз подчеркнул разницу между качеством выступления российских и финских проектов. Обидно, когда сильные с точки зрения технологии российские стартапы проваливались, уступая студентам с сырыми идеями.
Почему так происходит? Отбросим в сторону рассуждения о том, что все большее количество стартап–мероприятий превращаются в шоу вроде "Инвесторы ищут таланты" и требуют от участников соответствующего поведения. В данном случае наши проекты откровенно уступали в своем позиционировании и презентациях.
Финские стартапы презентовали проекты самых ранних стадий, но при этом свободно отвечали на вопросы жюри и описывали свои идеи с точки зрения бизнеса. И наоборот, наши ребята выступали с более продвинутыми проектами, с готовыми бизнес–моделями, но это нельзя было назвать хорошими презентациями.
Многие выступали, читая текст с бумажек или даже с телефона, — для зарубежной стартап–культуры это просто неприемлемо. Между тем и на "русских" стартап–конференциях я наблюдаю такие выступления регулярно.
Эй, стартап! А ведь подобных ситуаций можно избежать. Когда ты идешь рассказывать о проекте, ты должен быть готов ответить на любой вопрос, который тебе могут задать. Где ты хочешь вести бизнес, зачем тебе уезжать за границу, на что потратишь деньги? Без этого нет никакого смысла выступать перед жюри, и тем более перед инвесторами.
На данный момент большинство выступлений соотечественников выглядят хуже европейских и тем более американских. Немалую роль в этом играет английский язык, но даже без него проблем достаточно. Возьмем, к примеру, MBA–программы. Недавно мне один наш бизнесмен с удивлением и восхищением рассказывал, что абсолютно каждый день их обучения в "Сколково" надо что–то презентовать: себя, свой проект, команду, продукт — все что угодно. Их буквально натаскивают на питчи. Этот навык является очень востребованным, и его необходимо улучшать постоянно, ведь рынок и конкуренты не стоят на месте. Неужели наши проигрывают в самопрезентации только из–за слабой конкуренции? Если так, то нужно срочно выпускать новые амбициозные проекты.
Полина Лукьянова, директор бизнес–инкубатора "Ингрия"