В новом размере. Олег Курдумяков и Михаил Грек превратили в бизнес выращивание зелени в офисе

Автор фото: ООО "Грин Корн"
Предприниматели Олег Курдумяков (слева) и Михаил Грек

Бизнесмены Олег Курдумяков и Михаил Грек выращивают микрозелень. Оборот их бизнеса — около 7 млн рублей в месяц.

Выпускники СПбГЭУ Олег Курдумяков и Михаил Грек работали в банковской и строительной сферах — так они заработали стартовый капитал, а позже запустили несколько совместных проектов (мужское пространство Mr. Grek, ресторан WOW в Пулково и пр.).
В 2016 году бизнес–партнеры отправились за границу, где увидели в продаже микрозелень (всходы растений). Будучи сторонниками ЗОЖ, они решили выращивать зелень самостоятельно в своем офисе, однако необычное хобби вызывало все больший интерес знакомых. Тогда бизнесмены запустили экспериментальную ферму, где около года отрабатывали технологию (суммарные вложения в проект составили около 50 млн рублей собственных и заемных средств). Инвестиции ушли на покупку оборудования, транспортные расходы, маркетинг и закупку посевного материала. Так появился бренд "Скажи вкусно" (ООО "Грин Корн").
По словам владельцев бизнеса, компания вышла на операционную прибыль в 2018 году, и теперь ее ежемесячный оборот составляет 5–7 млн рублей (в зависимости от сезона). Микрозелень "Скажи вкусно" можно приобрести в 12 розничных сетях: "О'Кей", Х5 Retail Group, Prisma и пр. Кроме того, в числе их партнеров около 100 ресторанов, различные оптовые поставщики b2b и отдельные магазины. Компания поставляет продукцию в Петербург, Москву и Мурманск.

Спрос на амарант и горох

"Рынок на данный момент только формируется и постоянно растет, — объясняет Олег Курдумяков. — Растет интерес как потребителей, так и инвесторов". По словам предпринимателей, сейчас компания выращивает в общей сложности около 30 видов растений. При этом наибольшим спросом пользуются необычные позиции, например свекла, амарант или горох. Бизнесмены также продают продукцию в своем интернет–магазине, при этом средний чек составляет 1,5 тыс. рублей.
Чтобы выращивать зелень, предприниматели запустили производство (3 тыс. м2) недалеко от центра города, в штате компании 40 человек. Ежемесячно ООО "Грин Корн" выпускает более 80 тыс. упаковок.
"Микрозелень — это новый в России продукт, незнакомый потребителю, поэтому его производство предполагает дополнительные затраты на рекламу. Компании, которые не продумывают заранее продвижение продукта, банкротятся", — отмечает Олег Курдумяков.

Ретейл за зелень

По словам Олега Курдумякова и Михаила Грека, в Петербурге много компаний, занимающихся производством микрозелени, однако большинство из них небольшие либо только появились. "Отметить можно ООО "Новагрин" в масс–маркете и "Живые Специи" в секторе b2b", — говорят бизнес–партнеры.
Также в городе работает проект Green Machine. По подсчетам его владельца Егора Бушманова, в Петербурге примерно пять производителей.
"Микрозелень входит в моду, и, хотя ажиотажа пока нет, ее уже можно встретить в ретейле: практически все сети держат этот продукт в ассортименте. К тому же сейчас производителям проще попасть в гипермаркеты — раньше микрозелень считалась совсем непонятным продуктом", — говорит предприниматель.
По данным Росстата, российские хозяйства, занимающиеся растениеводством, в 2017 году произвели продукции на 1,437 трлн рублей — это на 4,7% больше, чем в 2016–м.