Затишье перед бурей. Осенью начнется передел рынка домашнего Интернета

Автор фото: Александр Рюмин/ТАСС

На рынке домашнего Интернета Петербурга затишье. Но это ненадолго: осенью начнется передел за счет ухода мелких и слабых игроков.

Для нескольких десятков мелких операторов это лето может стать последним. Закон Яровой выдавливает игроков, и так находящихся в тяжелом положении. Согласно последним подсчетам аналитиков агентства "ТМТ–консалтинг", число абонентов широкополосного доступа к Интернету (ШПД) по всей России в сегменте частных лиц составило 32,7 млн — на 2,3% больше, чем годом ранее. На Петербург приходится около 5% общероссийской абонентской базы. Совокупная выручка городских операторов — около 6,3 млрд рублей в год.

Главные на рынке

У оператора "Ростелеком", петербургского лидера по ШПД–абонентам, во II квартале 2018 года изменения по сравнению с предыдущим периодом незначительны: число пользователей его услуг выросло всего на 2 тыс. абонентов. Второе место по Петербургу занимает оператор "ЭР–Телеком" (бренд "Дом.ru").
По словам Дениса Кускова, руководителя аналитического агентства Telecom Daily, суммарно два городских лидера обслуживают в городе более 1,1 млн человек. Согласно подсчетам аналитиков "Рустелеком", два оператора обслуживают 58% от общего числа абонентов. На третьем месте с заметным отрывом идет оператор Skynet: у него 15% абонентской базы Петербурга.
Тренд на рост тарифов на домашний Интернет в этом году был задан "ЭР–Телекомом". До этого несколько лет подряд операторы загоняли себя в ловушку низких тарифов: любой, кто хотя бы незначительно приподнимал цены, немедленно терял абонентов. Так что положительный эффект от повышения был крайне сомнителен. Но, когда "ЭР–Телеком" в июле повысил цены интернет–услуг на 10%, рынок будто только того и ждал: многие операторы последовали примеру старшего товарища.
Смена ценников не означает, что интернет–провайдеры теперь заживут лучше. Рост выручки необходим рынку уже "по медицинским показаниям". Операторы уверены: увеличение тарифов на 10%, которое происходит сейчас, даже не покроет расходов на исполнение "пакета Яровой", компаниям приходится выживать за счет сокращения внутренних расходов.
Эксперты отмечают, что телеком–рынок в сегменте b2с уже достаточно насыщен, поэтому сильного роста абонентской базы в ближайшее время не предвидится.
"Сейчас операторы работают больше над лояльностью клиентов и над увеличением выручки с каждого абонента. Развитие идет в основном за счет сектора нового жилья", — рассказывает Денис Кусков. Так, "Ростелеком" предлагает застройщикам договор, по которому оператор бесплатно прокладывает инфраструктуру в дома, в обмен на определенный период получая эксклюзивное право предоставлять услуги.
"В целом это правильный вариант для оператора, потому что на вторичном рынке такого количества абонентов сейчас не найти", — комментирует Денис Кусков.
За первое полугодие 2018 года петербургская статистика показывает легкий спад объема абонентской базы: около 60 тыс. человек (3% от общего числа абонентов) отключились от ШПД этим летом.
Однако такие перемены носят временный характер, констатируют аналитики, и осенью прежние показатели восстановятся, если не станут выше.
"Люди уезжают в отпуск и либо приостанавливают договор, либо отключаются вовсе, ведь новое подключение к Интернету у нас бесплатное. Клиент старается эти 3 месяца не платить, из–за чего в активной базе у операторов происходит стагнация или даже небольшой провал. Но надо отметить: у всех операторов сокращение базы проходит примерно одинаковое", — говорит Юрий Брюквин, генеральный директор агентства "Рустелеком".

Атака со всех сторон

Мелкие операторы (1–3 тыс. абонентов) находятся в бедственном положении, уверен генеральный директор "Рустелекома". Из–за закона Яровой, вступившего в силу в июле, перед ними возникла реальная проблема с развитием сетей.
"Во–первых, у операторов есть потребности в замене оборудования, в технической модернизации — но денег на это нет. С другой стороны, возникла Яровая, и им нужно каким–то образом найти деньги на исполнение закона. Наконец, конкуренты среди крупных игроков используют агрессивные маркетинговые решения, предоставляют сидки, предлагают клиенту различные акции. Как–либо отвечать на подобные действия мелким операторам в нынешней ситуации сложно, поэтому некоторые становятся своего рода донорами для более крупных игроков, уступая им своих клиентов", — рассказывает Юрий Брюквин.
Чтобы исполнять закон Яровой, операторам необходимо вкладываться в оборудование для хранения данных — а это затраты на десятки и сотни миллионов рублей даже для небольших игроков, говорят эксперты. Создание собственного дата–центра для мелкого игрока просто нерентабельно. Другой же вариант — аренда дата–центра — подразумевает прокладку к нему канала связи, что также влечет за собой дополнительные расходы.
В ближайшее время рынок не сократится, но абоненты перераспределятся в пользу крупных игроков, резюмируют эксперты.