Плотнее ряды, товарищи дома. Архитекторы предложили КГА проекты по уплотнению среды в Петербурге

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Архитекторы склоняют КГА к уплотнительной застройке. В КГА пока думают.

В здании новой сцены Александринского театра открылась организованная при поддержке КГА архитектурная выставка "Идеал и норма". Центральное место на ней заняли макеты, в той или иной степени предлагающие уплотнить городскую среду. Главный архитектор Владимир Григорьев сообщил "ДП", что уплотнительная застройка в "бытовом понимании" недопустима. Но есть варианты.

Архитекторы хотят уплотнять

На выставке несколько архитектурных мастерских представили свое видение того, какой должна быть городская застройка. В центре экспозиции оказались градостроительные макеты, изготовленные при участии петербургского филиала бюро MLA+. Они изображали кварталы в разных уголках города: частный сектор в Озерках, постсоветские многоэтажки на Парнасе и фрагмент исторического центра на Васильевском острове. Среди существующих зданий, отмеченных серыми кубиками, во всех случаях урбанистами было добавлено множество розовых кубиков новой застройки. "С нашей точки зрения, уплотнение среды — это хорошо. Но смотря какой, конечно, и в разумных пределах", — пояснили "ДП" представители MLA+ Виктор Коротыч и Даниил Веретенников.
"ДП" попросил главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева прокомментировать, может ли уплотнительная застройка быть благом и не намерен ли город приблизиться к идеалу, воспользовавшись предложениями по уплотнению среды. "Не хватало мне сейчас сказать, что уплотнительная застройка — это хорошо, когда и президент, и губернатор заявляли обратное", — ответил он.
По словам главы КГА, уплотнительная застройка "в бытовом понимании" однозначно недопустима. Однако любое новое строительство на любой территории, по сути, все равно уплотнение. "Для того чтобы вообще говорить о застройке и отделить просто застройку от уплотнительной, как раз и нужны нормы (закона. — Ред.). Если застройка нарушает нормы, значит, она уплотнительная. Если застройка не нарушает нормы, значит, она нормальная", — поделился своим видением главный архитектор Петербурга.

Финляндский вокзал хуже финского

В связи с этим Владимир Григорьев сообщил, что накануне группа студентов ГАСУ под руководством профессора Владимира Линова представила ему сделанную совместно с американскими коллегами концепцию реновации территорий вокруг Финляндского вокзала. "Это очень интересно, но я сразу сравнил ее с зоной вокзала в Хельсинки, и вышли две совершенно разные картины", — рассказал Владимир Григорьев.
В представленном архитектору петербургском проекте получилась "сплошная уплотнительная застройка", в которой не создается ни одной новой зеленой зоны. Это слишком рационально.
В Хельсинки же территория тоже уплотнилась (вблизи вокзала появились музей современного искусства и Дом музыки), но при этом было сохранено "ощущение открытого комфортного пространства" — более свободного, чем окружающая ткань городской застройки.
"Деловой Петербург" связался с Владимиром Линовым. Профессор рассказал, что главному архитектору была представлена концепция реновации не только самого вокзала, но и окрестных кварталов, включая даже тюрьму Кресты.
По мнению Владимира Линова, концепция реновации территории вокруг Финляндского вокзала — пример уплотнительной застройки "не в обычном смысле этого слова, с негативными последствиями для жителей", а, наоборот, такой застройки, которая создает им лучшие условия.
Профессор считает, что недовольство главного архитектора вызвано противоречиями в поставленной им задаче. Проект должен "соответствовать норме в широком смысле слова, то есть общему представлению, как нужно развивать центр города". "А при этом ему хотелось, и чтобы было что–то такое уникальное, особенное, выдающееся, например какой–то парк с развлечениями, стадион. Это два разных подхода", — сказал наш собеседник.
Однако, сообщил Линов, в КГА собираются, когда дело дойдет до конкретных шагов по реновации Финляндского вокзала, использовать эти наработки. И главная проблема здесь не градостроительная, а финансово–организационная, добавил он.
Отметим, что у РЖД есть и свои виды на реконструкцию прилегающих территорий.
Ранее начальник Финляндского вокзала Сергей Федоров сообщал, что рассматривается проект надстройки над путями нескольких этажей. Это позволит совместить вокзал с торговым центром, как принято в Европе.