Кайдзен для работника. Как сотрудникам предприятий адаптироваться к оптимизации производства и не остаться без работы

Автор фото: Евгений Асмолов

С 2019 года в Петербурге заработает федеральная программа повышения производительности труда. Предприятия–участники для достижения показателей начнут оптимизировать персонал. Перед работниками встает непростой выбор — учиться или искать новое рабочее место.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, в этом и следующем году в стране замедлится рост производительности труда. Однако в 2020–м этот показатель призван дорасти до 1,8%, а к 2022 году его значение должно составить 3,1%. Однако конечная цель нацпрограммы "Повышение производительности труда и поддержки занятости" — рост на 5% в год.

Человек и ресурс

Еще в 2017 году правительство РФ анонсировало программу повышения производительности труда в регионах. В нее вошли 16 субъектов Федерации и свыше 200 предприятий, на которых в пилотном режиме заработают меры государственной поддержки. На втором этапе количество участников вырастет до 10 тыс. Известны критерии отбора компаний для участия в проекте: годовая выручка в диапазоне от 800 млн до 30 млрд рублей, потенциал для роста производительности труда не менее 10%.
Приоритетные отрасли для внедрения программы: сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство. Ожидаемый рост показателей, по оценке премьер–министра Дмитрия Медведева, на отдельных предприятиях может составить более 20%.
По мнению эксперта–аналитика "ФИНАМ" Алексея Калачева, в качестве итогов госпрограммы заявлены формальные показатели, достижение которых тем не менее реально. "В условиях госпредприятия повышение производительности труда может и не соответствовать эффективности. Вы можете, например, автоматизировать производство и заменить множество низкоквалифицированного низкооплачиваемого персонала на меньшее число квалифицированных высокооплачиваемых специалистов. Показатель производительности труда, то есть выработка на одного работника, вырастет. Но это вовсе не обязательно будет означать, что предприятие увеличит выручку, сократит затраты и получит прибыль. Эффективность, выраженная через рентабельность, — интегральный показатель успешного предприятия. А производительность труда — всего лишь один из параметров", — считает эксперт.
В Петербурге программу повышения производительности труда уже тестируют на двух предприятиях "Росатома": машиностроительном заводе "Армалит" и НПП "Компенсатор". Она основана на Lean–системе — концепции бережливого производства. Иначе говоря, компании стремятся к минимизации всех потерь на каждом этапе изготовления продукта. В конце 2018 года власти обещают отобрать дополнительные предприятия, чье участие в программе даст наибольший эффект.
"Если компания в кризисе — деваться некуда. Один раз производятся увольнения, начинает внедряться бережливое производство. Образуется кайдзен–команда — группа по улучшению работы (как у поставщиков, так и в самой фирме). Такой вариант повышает производительность труда в разы, а компания получает возможность роста", — считает Руслан Джимиев, руководитель "Кайдзен Институт Рус" (СПб).
В петербургском комитете по труду и занятости осторожно говорят о том, что в результате улучшения производственной модели часть рабочих мест может исчезнуть. "Службы занятости должны человека, потерявшего рабочее место, трудоустроить на другую работу с сохранением заработной платы", — успокаивает первый зампредседателя комитета Николай Рогачев. В рекомендациях Минэкономразвития указано, что в первый год реализации программы центры занятости должны трудоустроить не менее 78% обратившихся сотрудников, на третий год это значение вырастет до 85%, а к 2025 году — до 90%. Из 120 тыс. человек, обратившихся в городские центры в 2017–м, нашли работу 54%.

Потрясения к росту

В 2015–2016 годах из 300 российских компаний, опрошенных PwC, 55% проводили сокращения и планируют это делать в дальнейшем.
"Не могу сказать, что для крупных компаний это серьезная экономия средств, но для небольшой компании сокращение может быть рационально, — говорит Юлия Старкова, директор кадрового агентства "HR Аналитика". — К нам порой приходят кандидаты, которые ищут работу потому, что им нечем заняться на своем рабочем месте: одну задачу выполняют 10 человек, а на самом деле ее могут решить пять–семь. В этом случае может быть произведена оптимизация штата".
Президент HR–ассоциации Надежда Коротовских добавляет, что необдуманное увольнение работников может серьезно навредить бизнесу. "Если мы говорим о производстве, то, возможно, мы сможем заменить человека техникой, но в отношении сервиса это применимо лишь в единичных случаях. На мой взгляд, к этому вопросу нужно подходить максимально серьезно, взвешенно и обдуманно, обязательно просчитать все риски и предусмотреть различные варианты". В Петербурге за 2015–2017 годы в результате реорганизации или оптимизации численности сотрудников сократили свыше 100 тыс. человек. Однако, как считают эксперты, работники все равно не должны вздрагивать при слове "оптимизация".
Перспектива попасть под реальное сокращение должна стать для них стимулом к профессиональному росту.
"Значимым рычагом оптимизации является автоматизация и цифровизация бизнеса. Что будет с тем персоналом, который освобождается? Здесь подход дифференцированный: компании стремятся сформировать программы обучения и сделать перепрофилирование. Однако современные навыки должны быть более технологичными, и не все высвобождаемые сотрудники найдут себя вновь внутри предприятия. Крупные компании прорабатывают программу перераспределения сотрудников за пределы компании — на другую должность и в другой регион", — говорит Елена Устюгова, партнер, руководитель группы повышения операционной эффективности КПМГ в России и СНГ.
Оптимизация производственных процессов позволяет в разы ускорить выход продукции, снизить затраты предприятия. Однако под новое производство требуются и "обновленные" сотрудники. Кадры, не брезгующие life–long education, ценны для работодателя реальной пользой в виде дохода компании. Поэтому образование — двигатель экономики. Один из факторов, который сегодня мешает производительности труда, — устаревшее мышление менеджеров. Для повышения уровня выработки Минэкономразвития предлагает перестроить управленческую систему на предприятиях и переобучить начальников и специалистов. К 2024 году число работников, прошедших через повышение квалификации, в стране должно превысить 200 тыс. человек.
Исполнительный директор программы DBA Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Светлана Коробейникова убеждена, что в России уже сформирована достаточная база для осуществления этой задачи. "Далеко не все регионы располагают такой методической и материальной базой, как московские и питерские вузы. Я вижу очень большой эффект в том, что будет формироваться деловая профессиональная среда, говорящая на одном языке и понимающая процессы и их причины. У нас не будет локальных вариантов, будет общая серьезная подготовка руководителей и бизнесменов, на базе которой они будут строить свои великолепные проекты".