Народность не для всех

 

Проект этот, похоже, лучший в нынешнем выставочном сезоне Петербурга. К нам привезли сразу двух классиков модернизма: Кэте Кольвиц и Эрнста Барлаха. Их давно не показывали, хотя в советские времена они были у нас в почете. Пацифисты и антифашисты, Кольвиц и Барлах были сторонниками социализма, и СССР отвечал им взаимностью. К приходу нацистов к власти они были звездами мирового уровня, эмигрировать отказались, и оба были заклеймены как враги нации на печально знаменитой выставке "Дегенеративное искусство", прошедшей в Мюнхене в 1937–м. Участие в ней было равносильно изгнанию из страны. Барлах умер вскоре после выставки, не вынеся наложенного на него запрета заниматься скульптурой, исключения из Академии и уничтожения нескольких своих работ. Кольвиц пережила и его, и нацизм, скончавшись уже после Второй мировой.
В СССР оба художника воспринимались в первую очередь как политические фигуры. На то были свои причины. Кольвиц воспитывалась как социал–демократ: ее отец играл важную роль в немецком социал–демократическом движении. Барлах пришел к левым взглядам с годами и стал убежденным социалистом. Оба художника в своем искусстве говорили о жизни рабочих, крестьян и ремесленников. Чем не предшественники социалистического реализма? Не удивительно, что в СССР Кольвиц и Барлаха приняли за предтеч искусства, название и концепция которого были придуманы только в середине 1930–х.
Однако загвоздка в том, что к агитпропу и реализму их произведения имеют отдаленное отношение. Они начинали художественную карьеру в другую эпоху, при других обстоятельствах: после певца нормандского крестьянства Жана–Франсуа Милле, после монументальных панно Гюстава Курбе, увековечившего овернскую бедноту, после Жюля Далу, прославившегося скульптурами рабочих. В советской любви к Кольвиц и Барлаху абсурдно и то, что это классики экспрессионизма, в СССР полузапрещенного. Впрочем, все эти детали интересны искусствоведам. Сегодня в России этих художников не знают и не очень–то хотят знать — их истории далеки и от нашей жизни, и от современного искусства. Так что эту отменную выставку оценят по достоинству — увы! — знатоки.