Торговая война заденет всех. Центробанк готовится к ужесточению санкций против США

 

Торговая война между США и всем миром напоминает паровоз, разогнавшийся на пути к обрыву. Машинист, похоже, уверен, что его машина способна летать, а кочегары знай себе подбрасывают уголь в топку. В конце прошлой недели президент США заявил в интервью, что готов обложить пошлинами практически весь китайский импорт на сумму $500 млрд. Ранее США ввели пошлины на поставки китайских товаров на $34 млрд, планируют ввести еще на $16 млрд. Китай реагирует ответными пошлинами, но его возможности в этом плане ограничены из–за гораздо меньшего импорта из США в Поднебесную. Подобные обмены ударами, только меньшего масштаба, происходят у США с Евросоюзом и рядом других стран.
По оценке Международного валютного фонда, если все барьеры и пошлины, о которых участники торговых войн уже заявили, вступят в силу, мировой ВВП уже в 2020 году потеряет $430 млрд, или 0,5%. В МВФ назвали предполагаемые последствия продолжения торговых войн "ужасающими". Ранее в ООН звучали более суровые оценки замедления мировой экономики в результате торговых войн — 1,4%. При этом 6% должна потерять мировая торговля.
Если кто–то думает, что громкие заявления американского президента — это лишь способ склонить торговых партнеров к выгодным для США сделкам, мол, пошумят и разойдутся миром, то на это надежды мало. Трамп хочет увеличить доходы американской экономики за счет остального мира, а такое смещение баланса всегда оставляет ущемленную сторону недовольной. Рано или поздно это недовольство выльется в новые конфликты, хорошо если не вооруженные.
Казалось бы, России, чье участие в мировой торговле сократилось из–за санкций, нечего бояться. Но замедление экономики в мире резко снизит спрос на сырье, которое Россия экспортирует. Кроме того, если уж своих друзей США третируют, то для врага у них наверняка припасены новые, еще более жесткие, чем прежде, санкции. Нельзя сказать, что наши власти этого не понимают. На прошлой неделе стало известно, что в мае вложения Банка России в казначейские облигации США упали до $15 млрд — в 6 с лишним раз по сравнению с концом прошлого года. Что это, если не подготовка к ужесточению санкций?