Во зле. Рецензия на фильм "Эскобар"

Автор фото: kinopoisk.ru
Кадры из х/ф "Эскобар", реж. Фернандо Леон Де Араноа.
Кинематограф обладает странным эффектом: рассказывая об извергах рода человеческого, даже вынося им приговор, он невольно поднимает их на пьедестал. Поэтому всегда возникает проблема: как рассказать о зле, не превратив это в его рекламу. Фильм "Эскобар" Фернандо Леона де Араноа пытается избежать подобной ошибки — этим и примечателен.
Колумбийский наркоторговец Пабло Эскобар — одна из ужасных фигур ХХ века, прямая иллюстрация тезиса о банальности зла Ханны Арендт. В одноименной книге философ упоминает о том, что нацистский преступник Эйхман страдал дислексией — расстройством, при котором человек не может овладеть навыками чтения и письма, не способен понимать шутки, метафоры. Нечувствительность к злу можно назвать моральной дислексией. Эскобар, например, не видит разницы между законом джунглей и правилами человеческого общежития. Он уверен, что мир подчиняется одним и тем же законам, жестоким и бесчеловечным.
Рассказ об Эскобаре идет от лица его любовницы, которую играет Пенелопа Крус. Вряд ли это реальная фигура, скорее обобщенный образ. Телеведущая, которая стала любовницей преступника; поначалу она просто восторгается его силой, характером, богатством. Воспринимает его исключительно "как мужчину" — разве это преступление?.. Конечно, нет. Но скоро героиня начинает понимать, чем Эскобар зарабатывает на жизнь и как расправляется с конкурентами. И какова ее реакция? А никакой. Она, как и большинство людей на земле, вытесняет плохое, стараясь "думать только о хорошем". Потому что не таким, как она, мелким сошкам, решать вопрос о добре и зле. Но в результате своим равнодушием и беспринципностью она невольно потакает злу.
Выражение "грязные деньги", или "горячие деньги", которое тут часто звучит, затрагивает еще одну важную тему. Известный парадокс больших состояний, нажитых преступным путем, — какая–то их часть неизбежно тратится на что–то хорошее (например, Эскобар спонсировал строительство 2 тыс. зданий для бедняков из трущоб в период, когда избирался в местный конгресс). И тут еще один вечный вопрос: можно ли сотрудничать со злом ради совершения добрых дел?.. Героиня в конце фильма получает на него вполне однозначный и исчерпывающий ответ. Что же до главного персонажа, Хавьер Бардем очень достоверно играет человека, который почти до самого конца не испытывает никаких прозрений или угрызений. Может быть, только обида маленькой дочери — которая не может жить так, как другие дети, — заставляет его страдать по–настоящему. А все остальное — заказные убийства судей и политиков, расправы над бывшими партнерами, торговля белой смертью — ничего из этого не затрагивает глубин его души. Попросту туда не проникает. Его волнует только уважение других, выраженное в каких–то банальных, официальных формах. А когда уважения больше нет, Эскобар начинает мстить. Распластанное тело Эскобара, застреленного армейским снайпером, выглядит немногословным, но вполне органичным финалом истории.