Толпа вместо банков. Рынок краудфандинга в России вырос вдвое за год

Автор фото: Сергей Ермохин

Игроки считают, что от сбора денег на музыку и кино рынок движется к поддержке бизнеса, а наиболее перспективен краудинвестинг.

Объем рынка краудфандинга в 2017 году — 11,2 млрд рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2016–м, подсчитал ЦБ. Краудфандинг находится еще только в начале своего развития, но при грамотном регулировании и доверии инвесторов может стать альтернативой банковскому кредитованию.

Эффект низкой базы

Сейчас в стране работает более 30 специализированных платформ, многие из которых ориентированы на развитие определенных направлений — творческих, технологических, социальных, а также на другие отрасли коллективного финансирования: краудинвестинг (разновидность краудфандинга, при которой инвесторы в качестве вознаграждения получают долю в капитале проекта, в который они вложились) и краудлендинг (вкладчики в качестве вознаграждения получают процент от вложенной суммы в течение определенного времени, а сам вклад возвращается к ним по истечении установленного срока).
По данным крупнейшей российской крауд–платформы Planeta.ru, рынок краудфандинга показывает прирост в среднем на 200% год. Но способствует этому эффект низкой базы — рынок пока только формируется.
О росте популярности краудфандинга в России говорит рост покупательского чека. По данным Planeta.ru, в 2012–2013 годах пользователи в среднем тратили на поддержку крауд–кампаний от 500 до 750 рублей, а сейчас средний чек составляет уже 1500 рублей. Сумма заключенных сделок р2р (выдача займов физическому лицу физическим лицом) в прошлом году выросла практически в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом, достигнув 208,8 млн рублей, следует из данных Банка России.
На старте российского краудфандинга средний сбор одного проекта составлял 137 тыс. рублей, сейчас он вырос больше чем в 2 раза и составляет 290 тыс. рублей. В среднем в одном крауд–проекте участвуют 186 человек. 40% спонсоров проектов Planeta.ru — люди 25–34 лет. 30% участников кампаний — от 18 до 24 лет, на третьем месте по активности (13%) категория 45+. Географическое преимущество пока что за жителями Москвы, Петербурга и Екатеринбурга.
Автор: "ДП"

Сообразили на кофейню

Громкими историями успеха краудфандинга могут похвастаться представители творческой индустрии, которые собирали деньги на новый альбом или мультфильм. Если говорить о бизнесе, то, как правило, это представители потребительского рынка, например, кафе, магазины, производители продуктов питания и технологические компании.
На площадке Boomstarter запускается много мобильных приложений, небольших локальных стартапов, много проектов, связанных с кофе, например передвижные фургоны, а также онлайн–школы и курсы. В "Альфа–Потоке" значительную часть портфеля составляет оптовая и розничная торговля.
По мнению аналитиков, краудфандинг является решением для тех, кому банк заведомо не предоставит кредит. В первую очередь это творческие проекты, во вторую — радикальные инновационные проекты. Последние постепенно получают возможность привлекать средства в криптовалютах в рамках ICO, что отчасти снижает привлекательность традиционного краудфандинга, считает аналитик компании "ФИНАМ" Леонид Делицын.
"Наш основной клиент — это малый бизнес, который практически не может получить деньги в банке, потому что его пытаются оценивать по принципам и меркам среднего и крупного. Это хорошие, успешные компании, но к ним нужен другой подход", — согласен директор по продукту компании "Альфа–Поток" Иван Анохин.
Однако пока что объемы кредитования краудфандинга несравнимо меньше банковских — он еще только в начале своего развития.

Нужен закон

Это развитие сдерживают несколько факторов. Во–первых, налоги — учет выплаты НДФЛ за десятки и сотни физлиц. По закону его обязана уплачивать компания–заемщик за каждого отдельного кредитора. При этом сама суть краудфандинга в том, что каждой компании выдается много отдельных займов множеством инвесторов.
Помимо этого, для развития рынку необходимы истории успеха. Пока в прессе не освещается фантастический успех компаний, которые привлекли средства через краудфандинг, а операторы известны гораздо меньше, чем Илон Маск, Питер Тиль или хотя бы отечественные банкиры, хайп не получается, сетует Леонид Делицын.
Представители платформы Boomstarter называют основными барьерами роста краудфандинга в нашей стране недоверие, недостаточно развитую культуру поддержки бизнес–проектов, а также не очень высокие доходы большинства населения.
Банк России добавляет к этому списку отсутствие уверенности в том, что виртуальный контрагент по площадке реально существует, качество скоринга получателя средств и возможность использования мошеннических схем.
Пока же игроки ждут новостей о регулировании рынка. Законопроект по краудфандингу ("О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ") проходит второе чтение в Госдуме. Действующего законодательства для развития краудфандинга достаточно, но вот для краудинвестинга специальное регулирование необходимо, так как это новый полноценный финансовый инструмент со своей спецификой, считают в Planeta.ru.
Российский краудфандинг из модного инструмента привлечения средств превратился в работающий механизм. Рынок народного финансирования в России во многом повторяет западную модель. Во всем мире краудфандинг начался с творческих проектов (в частности, музыкальных), затем подтянулись социальные, а уже потом — бизнес и технологические компании. Меня как предпринимателя очень радует, что в последнее время увеличивается число бизнес–кампаний: с помощью краудфандинга открывают магазины и кафе, создают прототипы гаджетов или запускают производство.
Федор Мурачковский
сооснователь и генеральный директор компании Planeta.ru
По моим оценкам, рынок краудфандинга в России развивается, но не быстро, а вот рынок краудинвестинга растет стремительно. За последний год появилось не менее пяти новых краудинвестинговых платформ. Видно, что такие проекты вызывают интерес не только у инвесторов–пользователей, но и у инвесторов в сами эти платформы. В числе самых активных инвесторов в такие платформы — банки и микрофинансовые организации. Ведь это — альтернатива традиционному кредитованию и инвестированию.
Луиза Александрова
директор по развитию Союза организаций бизнес-ангелов