Выборгская топливная компания не заправляет

Один из долгожителей рынка нефтепродуктов региона Выборгская топливная компания сворачивает сеть автозаправок. Имущество выставили на продажу, объясняя это кризисом на рынке моторного топлива.

В Ленинградской области закрывается сеть автозаправочных станций ООО "Выборгская топливная компания". На аукцион выставили АЗС, расположенные перед пунктами таможенного пропуска на границе с Финляндией (Торфяновка, Светогорск и Брусничное), в Выборге, Каменногорске и Приморске. Согласно перечню продаваемого имущества, покупателей ищут для 10 заправочных станций, земельных участков под ними, топливного оборудования и здания мотеля "Огоньки" на трассе "Скандинавия" в Первомайском. Общая стоимость активов оценивается в 1,2 млрд рублей. Лоты разбиты на 11 частей от 20 млн до 350 млн рублей.
ВТК с ноября 2014 года является правопреемником ЗАО "Выборгская топливная компания", образованного в декабре 2001 года. По данным базы СПАРК, бизнес принадлежит давним партнерам и известным выборгским предпринимателям Александру Петрову (одному из акционеров Выборгского судостроительного завода и отцу экс–пилота "Формулы–1" Виталия Петрова, выступающего сейчас за SMP Racing миллиардера Бориса Ротенберга), Наталье Беликовой и Юрию Паймулину. Небольшими долями компании также владеют Эльвира Патраева (экс–супруга экс первого вице–губернатора Ленобласти) и Сергей Паршин.

Финны не выручили

Аукцион пройдет 17 июля, потенциальным инвесторам уже разрешили подавать заявки. Как указано в документации к конкурсу, собственниками имущества являются ООО "Вега", ООО "Антарес", ООО "Аверс", ООО "Сириус", ООО "Арктур", ООО "Мицар" и ООО "Алькор", также аффилированные с Петровым и Беликовой. ВТК заключала договоры аренды с этими компаниями, но сроки соглашений истекают летом. Заправки распродают вместе со всей начинкой, начиная от рекламных баннеров и заканчивая готовыми помещениями с кафе.
Как рассказали "ДП" в ВТК, компания до последнего момента не хотела отказываться от бизнеса, но после начала топливного кризиса заниматься продажами на независимых АЗС стало невыгодно. Попытки правительства стабилизировать положение на рынке и зафиксировать цены на заправках за счет снижения акцизов и налогового маневра в ВТК назвали каплей в море, которая поможет лишь крупным холдингам со своими оптовыми базами, нефтедобывающими и перерабатывающими заводами.
"Посмотрите биржевые цены на бензин, и все сразу станет понятно. Оптовые цены выше розничных. Работать дальше в таких условиях стало нерентабельно. К сожалению, в данной ситуации все дошло до такой стадии", — отметили в ВТК. На данный момент организаторы конкурса говорят, что заявок от покупателей еще не получали.
С 2014 года выручка ВТК не опускалась ниже 900 млн рублей в год, а чистая прибыль по последнему финансовому отчету составила 500 тыс. рублей, следует из базы СПАРК. От продажи бизнеса не спас даже ажиотаж и большой спрос финских водителей на российский бензин. За счет курса валют покупать топливо в Ленобласти иностранцам стало выгоднее.

Точка невозврата

Участники топливного рынка Северо–Запада подтверждают, что небольшие сети подталкивают к продаже по экономическим причинам. Мелкооптовые цены на биржах начали повышаться с февраля, но во время предвыборной кампании никто не рисковал увеличивать стоимость бензина в рознице. После избрания президента сдерживающий фактор исчез и начался резкий скачок цен. В кабмине, напомним, кризис хотят остановить с помощью снижения с 1 июня акцизов на бензин на 3 тыс. рублей за тонну, а также на дизельное топливо — до 2 тыс. рублей от действующих ставок.
В последнем июньском обзоре независимого агентства "Аналитика товарных рынков" подчеркивается, что весной ценообразование бензина и дизтоплива приняло необычный вид. К примеру, экспортный паритет для бензина производства Московского НПЗ составлял 60 693 руб. / т, или 45,22 руб. / л. При этом биржевая цена бензина "Регуляр–92" на станции отправления составляла 55 067 р уб./ т, или 41,02 руб. / л. Цена автомобильных партий "Регуляр–92" у компании "Газпромнефть — Региональные продажи" была на уровне 54 600 р уб./ т, или 40,68 руб. / л. Продажа бензина на экспорт была намного выгоднее его отгрузок на внутренний рынок.
"Напрашивается следующий вывод: реализация нефтепродуктов на российском рынке перестала быть бизнесом и превратилась в своего рода социальную нагрузку. Бизнес предполагает возникновение добавленной стоимости и прибыли, однако в рассмотренном случае цена закупки выше цены продажи во всех звеньях движения товара от производителя к потребителю. При этом участники рынка нефтепродуктов несут затраты на транспортировку и хранение товара, операционные расходы АЗС, платят проценты банкам и зарплату сотрудникам. Вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) такая социальная нагрузка по плечу, или по крайней мере им к ней не привыкать. Основную прибыль они получают от добычи и экспорта нефти. Но возникает вопрос, как в такой ситуации выжить независимым нефтепереработчикам", — считают в агентстве.
По его словам, сложившаяся ситуация отдаленно напоминает начало 1990–х годов, когда тоже наблюдался диспаритет внутренних и мировых цен, но совершенно в других масштабах.

Win для ВИНК

В руководстве Петербургской топливной компании (ПТК) уточняют, что независимые АЗС уже 4 месяца подряд работают с высокими рисками убытка. "Каждый литр приносит минус. В феврале случилось историческое событие, когда биржевые цены превысили розничные. Соответственно, с тех пор компании терпят прямые убытки. Когда завершится этот период, спрогнозировать невозможно. Российский топливный союз уже обращался к Козаку (вице–премьеру РФ Дмитрию Козаку. — Ред.), ответственные и должностные лица названы", — прокомментировали в ПТК тенденции на рынке.
Среди потенциальных покупателей сети АЗС в Ленобласти эксперты называют "Газпромнефть", "ЛУКОЙЛ" и другие крупные ВИНК, доминирующие на топливном рынке России. За счет добычи, переработки, экспортных и оптовых поставок они могут закрыть розничные траты. Однако не исключен вариант, при котором все активы отойдут банковским структурам.
По похожему сценарию развивалась история с банкротством холдинга "Фаэтон" Сергея Снопка. Тогда крупнейшими кредиторами компании стали девять банков: Сбербанк, ВТБ, "Россия", "Уралсиб", Россельхозбанк, "Глобэкс", Связьбанк и Юникредитбанк. Однако у приобретателей активов возникли большие проблемы. Так, петербургские бизнесмены сирийского происхождения Яхия Аудах и Даниэль Акошали летом 2017 года участвовали в конкурсных торгах АЗС "Фаэтона" на Липовой аллее. Вступить во владение оказалось непросто: даже через 7 месяцев после аукциона АЗС продолжали удерживать дружественные ему структуры. И даже право собственности на купленный лот зарегистрировать не удавалось: документы, поданные в МФЦ, были приостановлены Росреестром в связи с обременениями.
Большинство независимых сетей АЗС находится в критической экономической ситуации, учитывая, что правительство не хочет принимать оперативные решения, хоть мы и бьем в набат. Предложение о продаже региональной сети — это вполне отражающая действительность ситуация. Люди хотят продать. Вопрос: кто купит, потому что очень высокая цена. Если бы речь шла о закрытии, то было бы печально. А это пока первая ласточка, и, скорее всего, по этому направлению будет дефицит заправок.
Павел Баженов
президент Независимого топливного союза