Рост среди бережливых. Экономика Петербурга и Ленобласти растет на бумаге

Автор фото: Сергей Коньков

По данным "Петростата", экономика Петербурга и Ленобласти растет, причем среднемировыми темпами. Но эксперты считают ряд показателей завышенными.

Согласно последним оценкам "Петростата", промышленность в Петербурге в январе–мае 2018 года выросла на 3,3%. Наибольший рост у производства электрооборудования (+28,1%) и одежды (+26,3%). Еще выше — в мебельном производстве — аж на 37,3%. "У нас действительно растут продажи, на 50% за 5 месяцев", — подтвердила руководитель отдела маркетинга Первой мебельной фабрики Мария Огнева. По ее словам, это связано с положительными тенденциями на рынке продажи жилья и с активностью самой компании.
В Ленобласти рост составил 4,4%. Больше всего — в производстве автотранспортных средств (+31,7%), машин и оборудования (+15,9%), готовых металлических изделий (+14,3%). Аутсайдеры — производство изделий из кожи (–30,8%) и электрооборудования (–22,8%).
Омрачает относительно неплохую статистику новость о повышении НДС и пенсионного возраста. Как говорят эксперты, рост НДС до 20% больнее всего ударит по производителям товаров с высокой добавленной стоимостью, пострадают высокотехнологичные отрасли. Пенсионная реформа тоже будет болезненной для экономики, причем сказываться начнет уже сейчас. "Наш город пожилой, так что это будет означать повышение совокупного предложения на рынке труда и одновременно выпадение запланированных доходов", — говорит экономист Дмитрий Прокофьев.

Строители готовят консервы

Ввод жилья в городе за 5 месяцев сократился почти на 40% (составив 874 тыс. м2), а в Ленобласти — на 15,7% (там построили 1,52 млн м2).
"Это все правильные цифры, единственное, в Петербурге не учитываются апарт–отели, хотя они составляют 5–7%", — комментирует Дмитрий Синочкин, главный редактор "Недвижимости и строительства Петербурга". По его словам, это отражение тенденций 3–4–летней давности, когда Смольный перестал финансировать социальную инфраструктуру и начался массовый исход застройщиков в область.
Главной головной болью рынка остается ужесточение ФЗ–214 и потенциальная отмена долевки. "Все, кто мог получить разрешение на строительство, его получили, чтобы не попасть под действие нового закона. Понятно, что никто не будет залпово выходить на все объекты, на которые получено разрешение. Будут строить то, что есть. При необходимости начнут продажи своим людям, как это делается всегда", — говорит генеральный директор ассоциации "Объединение строителей Санкт–Петербурга" Алексей Белоусов.
В целом покупательная способность и возможность людей купить квартиры падает, что ведет к снижению объемов продаж, или сокращается маржинальность проектов.

Ложь и статистика

Согласно статистике, оборот торговли за 5 месяцев вырос на 3,1% в Петербурге и на 3,2% в Ленобласти. Участники же рынка это не подтверждают. "Идет стагнация. Какие–то цены растут, но общие обороты остаются. Все сети в том году начали закрывать свои магазины", — говорит Александр Мышинский, генеральный директор торговой сети "РЕАЛ". После введения системы "Меркурий" (она должна заработать 1 июля) возможно дальнейшее падение оборотов: с рынка уйдет часть поставщиков.
По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, искажение статистики связано с изменением методологии. "Раньше Росстат оценивал объемы потребления по данным ЦБ по движению денежных масс, и в этом движении не учитывался нелегальный объем оборота. Сейчас данные стали строго учитываться через фискальных операторов, и часть серого розничного оборота стала проявляться, что дало прирост", — объясняет эксперт.
Отсюда следует и другая аномалия: рост реально располагаемых доходов, который с начала года в Петербурге составил 5,4%. Росстат высчитывает эти данные по расходам, на бумаге — рост за счет выхода части оборота из тени, однако в реальности показатели не изменились, считает Иван Федяков.
По мнению экономистов, ситуацию в экономике в ближайшие 2–3 года можно будет охарактеризовать как "бережливое потребление". Рост возможен там, где продолжают действовать промоакции, спецпредложения, где у потребителя есть возможность оптимизировать затраты. "Покупатель каждый месяц наращивает долю покупок по акциям. Уже даже производители предлагают поставить товар по 100 рублей, выставить на полке за 300, а потом сделать акционный ценник 150", — подтверждает Александр Мышинский.