Как цифровая экономика меняет бизнес

 

Цифровая экономика лучшим образом описана одним норвежским экспертом, который сказал: "Все, что может быть оцифровано, будет оцифровано. Все, что будет оцифровано, будет скопировано. А все, что будет скопировано, потеряет ценность". Цифровая экономика нематериальна, демонетизирована, демократизирована. Денег там заработать будет очень сложно.
Итак, в цифровой экономике знание общедоступно — оно перестает быть активом. Поэтому вы увидите, как будут меняться компании, построенные на принципах меритократии (Ред. - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка), где ценятся только знания, например консалтинговые агентства. Точно так же перестанут существовать бизнес–модели, построенные на бюрократии, — они слишком медлительны в принятии решений. Появятся новые модели управления, содержащие в себе элементы обеих предыдущих, — адхократия (неформальная организация, в которой специалисты работают в командах, координируя деятельность между собой. — Ред.), свойственная сейчас IT–компаниям. В ее основе — гибкость, эксперименты.
Мы работаем с большим количеством разных проектов в области цифровой экономики. Россия, к моему большому сожалению, в этом плане отстает. Главная проблема — 44–ФЗ (о госзакупках). Пример — наш недавний проект для одного большого ведомства: он, по прогнозу, должен дать 20%–ный рост поступлений от оптимизации российских экспортных потоков, выгода для государства — миллиарды рублей. Мы строим модели на основе искусственного интеллекта, учитываем логистику, прогнозы спроса и предложения, цены… Все работает. А потом приемочные комиссии, опасаясь прихода проверяющих органов, задают вопросы: "Что тут у вас? Рекуррентная сеть? Вы должны написать, как она работает, какие показывает результаты". И по этой причине возникают проблемы, а госконтракт не может быть сдан. Как можно за 30 минут объяснить то, чему вы учились 15 лет, тем, кто не потратил и дня на изучение основ цифровых технологий? Между текущим законом о закупках и цифровой экономикой — огромная пропасть!
Теперь о частных компаниях. Многие крупные частные компании верят в то, что все их данные — это ценнейший актив, и в этом они правы, но это становится причиной того, что все инновации делаются у них внутри — так называемые закрытые инновации. Собирают у себя команду и считают, что сейчас создадут прорывную инновацию. Однако ничего не получается по той причине, что у "инноваторов" в большой компании нет мотивации создавать что–то прорывное. Такой инноватор не получит выгоды, как стартап, у которого есть доля в компании, он никогда не пойдет к руководству с идеей глобальных перемен, а если и пойдет, то руководство всегда предпочтет менее рискованные вещи.
В стартапной модели обратная ситуация. Они готовы меняться с любой скоростью, внедрять любые технологии. Но у них нет опыта, нет активов. Они не понимают, как это делать.
И вот тут, на фоне всех этих противоречий, появляемся мы и пытаемся все разрешить.
Алексей Минин, директор института прикладного анализа данных "Делойт", СНГ