Водород – топливо будущего?

Сегодня в вопросах энергообеспечения «зелёного» транспорта и промышленных предприятий большое будущее пророчат водородной энергетике.

Однако профессор Йонас Пук, руководитель программы MBA Energy Management в WU Executive Academy и глава WU’s Institute for International Business, спешит предостеречь нас от чрезмерной эйфории.
Профессор уверен: в недалёком будущем дороги всего мира будут заполнены исключительно электромобилями. «Что касается автомобилей, в ближайшие 20 лет наш мир ждут кардинальные, всеобъемлющие перемены».
Аккумуляторы или топливные элементы?
Вопрос, однако, в том, за какой же из технологий будущее: за аккумуляторами, накапливающими электричество, или топливными элементами, в которых электричество вырабатывается в процессе взаимодействия водорода и кислорода. В последние месяцы в СМИ активно обсуждается возможность применения водорода как альтернативного источника энергии, что не в последнюю очередь связано с повышенным интересом к нему со стороны ведущих промышленных предприятий, например, австрийского сталелитейного гиганта Voestalpine, который планирует в будущем внедрять и постепенно переходить на эту технологию. Как эксперт в области энергетики, Йонас Пук считает, что у водорода действительно есть ряд преимуществ: «Во-первых, велики его запасы, поскольку его можно получить в результате ряда химических реакций. Тот факт, что во время работы топливного элемента выделяется только вода, также говорит в пользу этой технологии».
Водород уже применяется не только в автомобильном транспорте, но также в промышленности и даже воздушных перевозках. Однако профессор Пук убеждён, что не стоит преждевременно делать конкретные прогнозы и провозглашать водород транспортной (и не только) панацеей. «Сейчас, в самом разгаре поисков новых источников энергии слишком рано, грубо говоря, сломя голову бежать и вкладываться исключительно в водородную экономику. Битва технологий только началась, и её исход едва ли можно предугадать». По словам профессора Пука, данный сектор развивается невероятно стремительно. «И что, на мой взгляд, крайне важно, этому развитию способствуют масштабные программы финансирования».
Ключевые проблемы энергообеспечения – накопление и эффективность
Как отмечает профессор Пук, основной проблемой использования возобновляемой энергии является вопрос её накопления и хранения без ущерба эффективности: «На данный момент ключевой вопрос состоит в том, какая технология выгоднее с точки зрения энергоэффективности». По словам специалиста, преимущество автомобильных аккумуляторов в том, что они накапливают электричество, и в принципе, в теории то же самое можно сделать с водородом, но в таком случае энергоэффективность снизится вследствие двойной конверсии. «Однако накопление электричества в автомобиле действительно имеет смысл только при наличии интеллектуальных энергосистем». Сегодня учёные, помимо всего прочего, вплотную изучают вопрос того, какой тип автомобильного аккумулятора наиболее эффективен. Пока наиболее оптимальными считаются литий-ионные аккумуляторы. Но у них есть свои недостатки, например, связанные с доступностью ресурсов. «Я вполне допускаю и то, что технологии приведут нас к разработке гибридных автомобилей, совмещающих в себе водородные топливные элементы и аккумуляторы», – говорит профессор Пук.
Комплексное видение
По мнению профессора Пука, самое главное в поиске источников энергии не сосредотачиваться на отдельных сферах их применения, например, в электротранспорте, а придерживаться более комплексного видения отрасли, то есть анализировать возможности энергообеспечения во всех сферах, от домашних хозяйств до промышленности и электротранспорта. Проблема энергообеспечения уже давно обрела глобальное значение, и её невозможно решить, не имея перед собой общей картины и не понимая взаимосвязей между отдельными элементами этой системы. Что же касается результатов гонки аккумуляторов и топливных элементов, миру ещё предстоит выяснить, какая из технологий имеет больше преимуществ. Такого мнения придерживается Йонас Пук, проводя аналогию с конкуренцией различных видеоформатов в начале 1980-х годов: «Тогда мы также наблюдали настоящую технологическую схватку, спрогнозировать исход которой было попросту невозможно».
До 30 июня 2018 года у Вас есть возможность подать заявку на стипендию по программе Professional MBA по специализации Energy Management, которая позволит сократить
стоимость обучения на 50%.