Как поставить бизнес на грань выживания

 

Объясняя свои неудачи, бизнесмены любят ссылаться на внешние обстоятельства, экономические кризисы. Но, перефразируя классика, источник кризисов находится не в экономике, а в головах руководителей. Именно топ–менеджеры, столкнувшись с проблемой, принимают решения, которые влекут за собой еще большие трудности для бизнеса.
Приведу случай из практики. Завод по производству строительных изделий столкнулся с падением спроса. Это происходило регулярно, но в этот раз собственник завода наслушался "прогнозов аналитиков" и решил подстраховаться — диверсифицировать бизнес. Выбрал для этих целей направление, максимально далекое от основного вектора, — разведение овощей. Так как этот предприниматель всю жизнь вращался в строительной среде и не имел связей с аграриями, то и запуск бизнеса он поручил рекомендованному коллегами опытному менеджеру, в прошлом исполнительному директору крупной строительной фирмы. А в помощь ему назначил блестящего продажника, преуспевшего в раскрутке бренда постельного белья. Для организации нового предприятия подготовили прекрасный, оптимистичный бизнес–план, на реализацию которого пришлось отвлечь около 30% оборотных средств основной компании.
Вот только, к сожалению, выяснилось, что мат и работа в три смены не помогают овощам созревать к установленному сроку, а организация фирменных точек продажи в спальных районах — не лучший способ распространения скоропортящегося товара. Гораздо печальнее, хотя и вполне закономерно то, что основная компания, лишившись трети оборотки, завершила год в минусе. Чтобы выжить, собственник распродал овощные активы за гроши, но вернуться к первоначальному уровню прибыли строительного бизнеса он до сих пор не смог. Обескровливая основной источник дохода, можно запросто лишиться всего. А не имея в команде людей с соответствующими компетенциями, не стоит рассчитывать на эффективное управление. Распространенное мнение, что профессиональный руководитель может управлять чем угодно, далеко не всегда справедливо.
Но что же делать, если показатели действующего бизнеса вас не удовлетворяют? Одним из решений может стать отказ от роста в пользу повышения эффективности. Надо увеличить отдачу от уже сделанных вложений, а это можно сделать только одним способом — делать то же самое с меньшими затратами. Это не так сложно, как кажется. Проанализируйте рабочие процессы в вашей компании. Вы наверняка обнаружите, что некоторые из них ни прямо, ни косвенно не связаны с созданием продукта, за который платят ваши потребители. Например, на заводе специального оборудования мы выяснили, что обработанные детали перевозились для окраски в цех на другом конце города. Срок выполнения заказов за счет перевозок, погрузки–разгрузки увеличивался на неделю. Расчет показал, что перенос окрасочного производства на основную рабочую площадку окупался за квартал. А экономия за год с учетом увеличения количества выполняемых заказов составила около 3 млн рублей.
Конечно, это только первый шаг к тому, чтобы повысить отдачу компании без лишних затрат. Но без него у вас ничего не выйдет.