Смольный отчитался о доходах. Главные врачи оказались богаче чиновников

Автор фото: Сергей Ермохин
Вице-губернатор Петербурга Александр Говорунов

Смольный отчитался о доходах. Оказалось, что главные совсем не значит богатые. Главврачи в Петербурге зарабатывают лучше чиновников, но и им еще далеко до директора ЦПКиО Павла Селезнева.

Смольный завершает ежегодную антикоррупционную эпопею декларирования доходов. Следом за губернатором и членами правительства отчитались руководители комитетов и подведомственных учреждений. Вывод, который можно сделать, таков: если ты не директор ЦПКиО, то лучше быть главврачом в больнице.

Первые лица живут скромно

Первыми о доходах отчитались члены правительства, потом — губернатор Георгий Полтавченко и остальные чиновники (когда номер сдавался в печать, отчитались все комитеты, кроме комитета по молодежной политике). Сам градоначальник заработал за прошлый год 5,4 млн рублей — на 500 тыс. меньше, чем годом ранее. В правительстве самым богатым остается глава администрации губернатора Александр Говорунов — 13,8 млн рублей, на втором месте Олег Марков с 9 млн. Обладатель самого экзотического автомобиля — Buick Special Straight — Игорь Албин заработал лишь около 2,5 млн рублей. Самый крупный землевладелец — Владимир Кириллов с 11,8 тыс. м2 и тремя домами.
Среднестатистический председатель комитета в Смольном имеет доход 2–3 млн рублей. Заметно выбивается из общего ряда глава комитета финансов Алексей Корабельников с 19,1 млн. Специальное пояснение гласит, что это, во–первых, кредит, во–вторых, доход от продажи квартиры, в–третьих, доход от уступки прав на участие в долевом строительстве. Судя по всему, Алексею Корабельникову удалось выгодно распорядиться квартиркой в 41 м2, которую он декларировал год назад. Второе и третье места достаются председателям комитетов по здравоохранению Михаилу Дубине (5 млн рублей) и межнациональным отношениям Олегу Махно (4,6 млн). А больше всего квартир — пять — у главы комитета по труду и занятости Дмитрия Чернейко.

Хорошо быть замом

Гораздо выгоднее быть заместителем председателя комитета. Например, зампред КГА Лариса Канунникова превосходит по доходам главу комитета Владимира Григорьева в 5 раз (12,5 млн рублей против 2,6 млн), во столько же — зампред КРТИ Михаил Королев председателя Сергея Харлашкина (11,1 млн рублей против 2,3 млн). Но ничего криминального: Канунникова, судя по декларациям, продала квартиру в 118 м2, а Королев пришел в комитет буквально пару месяцев назад из бизнеса. Владимиру Григорьеву не дает умереть от голода супруга с почти 30 млн рублей дохода: она перехватила руководство архитектурным бюро "Григорьев и партнеры" после перехода мужа на госслужбу. Недвижимости за рубежом у петербургских чиновников почти нет. Разве что у зампреда комитета по печати Алексея Дементьева квартира в Эстонии. А в семье председателя комитета по контролю за имуществом Андрея Короткова очень успешные дети: один из трех его несовершеннолетних чад имеет в пользовании часть дома в Люксембурге.
Судя по декларациям, выгоднее всего работать в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Здесь не только зампред Лидия Громова заработала в 2 раза больше председателя Эльгиза Качаева, но даже среди рядовых сотрудников наблюдается большая концентрация обладателей дохода 5–7 млн рублей. Почти всегда декларация сопровождается пояснением: доход возник благодаря продаже квартиры и/ или ипотечному кредиту (аномальный всплеск доходов, как правило, объясняется этим и в остальных случаях). Как вариант — встречается денежная помощь родителей, некоторым такой помощи хватает на несколько квартир и дорогие машины. В других комитетах такие сотрудники тоже есть, но в единичном количестве. В КППР как минимум работают самые активные на рынке жилья чиновники. Директора госучреждений размерами состояния не впечатляют: их годовой доход колеблется в пределах 1,5–3 млн рублей, редко — 4 млн. Но есть исключения.

Самые успешные

Так, начальники крупных городских музеев и театров могут похвастать годовым доходом 6,8 млн рублей (Александр Колякин, Государственный музей истории), 6,2 млн (Вера Дементьева, ГМЗ "Павловск") или даже 8,2 млн (Ирина Делигач, директор Михайловского театра). Директора театра им. Комиссаржевской и детского театра "На Неве" Вадим Зайцев и Татьяна Савенкова заработали более 10 млн рублей.
Общий средний уровень куда выше у главврачей: тут годовым доходом 5–7 млн рублей никого не удивишь, а у главврача больницы им. Боткина Алексея Яковлева он составляет 11,1 млн рублей. Но самым богатым среди руководителей бюджетных учреждений является директор ЦПКиО Павел Селезнев, задекларировавший 18 млн рублей дохода; семья его владеет семью жилыми домами и землей на 12 тыс. м2. Объясняется это тоже прозаично: по совместительству он работает председателем совета директоров Энергомашбанка.
То, что у руководителей госучреждений, в частности больниц, доходы выше, чем у их начальников в Смольном, объясняется несколькими факторами, говорит депутат ЗС Оксана Дмитриева: "Они, в отличие от чиновников, имеют право заниматься другой оплачиваемой работой. По закону директора учреждений сами определяют размеры своих зарплат, тогда как у чиновников есть жесткая тарифная сетка. Кроме того, многие руководители стараются как можно больше функций вывести на аутсорсинг. А исполнителями нередко выступают фирмы, в которых работают их родственники".