Велосипед без колес: затворничество в фильме "Чудеса" Аличе Рорвахер

Автор фото: Кинопоиск
Аличе Рорвахер на прошлой неделе получила в Каннах приз за сценарий новой картины — "Счастливый Лазарь". Ее прежняя работа, "Красота", Гран–при Канн 2014 года, выходит в российский прокат только сейчас. Чудо состоит в том, что сегодня эта картина выглядит для нас гораздо более актуальной, чем 4 года назад. Итальянская семья — отец, мать и четыре дочери живут на уединенной пчелоферме. Все мы в этой жизни должны трудиться как пчелки — ради нескольких редких капель счастья. Но отец семейства уверен, что тяжелый труд на природе является для детей еще и наиболее правильной формой существования, чем жизнь "за оградой", состоящая из наживы и пустых развлечений. Он уверен, что таким образом ограждает детей от зла.
Все фильмы о добровольном затворничестве построены одинаково, инициаторами бегства от мира всегда почему–то выступают отцы. Похожий фильм на эту тему вышел в 2016–м — "Капитан Фантастик" (США) Мэтта Росса. Там идея доведена до абсурда: дети, по воле отца, бывшего хиппи и студента–философа, живущие в глухом лесу и лишенные минимальных благ цивилизации, как справедливо замечает слоган фильма, "готовы ко всему, кроме реальной жизни".
Идея спасения путем самоизоляции универсальна, она, в свою очередь, базируется на представлении о том, что мир "неисправимо плох и его уже не спасешь".
Несмотря на много раз доказанную утопичность затворничества в условиях XXI века, люди снова и снова пытаются заново изобрести велосипед, у которого нет колес.
В "Чудесах" нет максимализма, семья все же общается с соседями, и в город они выезжают, да и сам мир чаще стучится к ним в окошко.
Но концепция затворничества имеет свои законы, и аргументы в пользу бегства всегда описываются в одних и те же словах. Например, отец семейства произносит фразу "не все можно купить за деньги". Понятно, что за ней стоит концепция "все зло от денег", а также представление о том, что существует какое–то достаточное для счастья их количество. Но в итоге — как мы видим — реализация этой концепции на практике оборачивается не чувством освобождения и счастья, а постоянными бытовыми — ничем не оправданными — мучениями для семьи.
Или вот: в этом фильме вообще нет, так сказать, сети Интернет, никто тут не тыкает в смартфоны, за этим также просматривается знакомая концепция "Интернет — это помойка". И каждый раз, сталкиваясь с этим идеализмом, ты понимаешь одну вещь: отказ от мира вовсе не делает ни тебя, ни твоих близких счастливее или лучше — а в итоге приводит еще и к худшим моральным последствиям.
Но даже в закрытый мирок проникает информация извне, в этой роли выступает малолетний нарушитель, которого некая международная организация предлагает взять на воспитание в семью — за вознаграждение, естественно. Малолетний герой за все время фильма не произнесет ни слова, он только изредка протяжно свистит. Но даже и таким образом "мир" проникает в замкнутую среду и, как мы вскоре узнаем, изменит ее кардинально.
Почему эти истории сегодня актуальны? Те же идеи бегства от мира сегодня овладевают уже целыми обществами в разных странах в виде призывов "отказа от растленного Запада".
Этот фильм напоминает, что подобные утопии — уже пройденный этап для человечества и не стоит повторять опасные эксперименты в глобальном масштабе.