В Tele2 намерены забирать абонентов у "большой тройки" с помощью виртуальных операторов

Автор фото: Стоян Васев/ТАСС
Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин

Глава Tele2 Сергей Эмдин на ПМЭФ-2018 заявил, что с помощью виртуальных операторов компания непременно переманит абонентов "большой тройки". На следующем этапе Tele2 собирается создать готовую платформу для размножения виртуалов.

Tele2 — единственный из "четверки" мобильных операторов активно поддерживает и приветствует развитие на своей сети виртуальных операторов (MVNO — mobile virtual network operator). Примеры — "Поговорим" от Сбербанка или "Тинькофф Мобайл" от Тинькофф Банка. "Мы уверены, что клиенты MVNO будут уходить от других операторов, а не от нас", — заявил на ПМЭФ-2018 генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин.
Он уточнил, что для очень крупных связистов MVNO несет риск каннибализации. Это тот случай, когда к виртуальным операторам переходят абоненты от материнской компании, предоставляющей сеть виртуалу. А Tele2 на сотовом рынке — игрок сравнительно небольшой, догоняющий. "И у нас самые амбициозные планы по набору базы", — подчеркивает Сергей Эмдин.
На сессии ПМЭФ-2018, посвященной виртуальным операторам, ни один из операторов "большой тройки" не участвовал. Ранее "тройка" неоднократно выражала свой скепсис по вопросам развития этого направления.

Процент успеха

Впрочем, в зале оказался один из представителей "МегаФона" (по крайней мере, он так представился). Когда пришло время задавать вопросы выступающим, он отметил, что 80% виртуальных операторов в мире убыточны, да и прибыль успешных проектов невелика. Это замечание было довольно резко прокомментировано топ-менеджерами "Тинькофф Мобайла", оператора Effortel и "Сбербанк-Телекома".
Директор по маркетингу Effortel Людвикас Андрюлис сказал, что ретейлеры, которые часто заводят виртуальных операторов, "ничего не делают, что приносит убыток". Яркий пример, по его словам, это французская компания Carrefour, которая хорошо зарабатывает на MVNO.

Кому это надо

Виртуальный оператор должен привлекать клиентов не ценой, а дополнительными возможностями, сошлись участники дискуссии на ПМЭФ. "В России ARPU (средний счет абонента. — Ред.) уже ниже плинтуса", — уточнил управляющий директор "ВТБ Капитал" Боян Иванович. По его словам, MVNO должен стать платформой для тех отраслей, которые хотят увеличить stickiness (неподвижность, лояльность) клиента.
"Для нас MVNO — повышение лояльности наших абонентов", — подтверждает первый вице-президент ПАО "Ростелеком" Владимир Кириенко. Он добавил, что на конец I квартала 2018 года у оператора более 900 тыс. абонентов MVNO. В компании рассчитывают, что в итоге 30% ее базы пользователей фиксированного Интернета приобретет sim-карты MVNO.
В свою очередь, генеральный директор "Тинькофф Мобайл" Георгий Чесаков заявил, что для банка виртуальный оператор — часть стратегии по созданию экосистемы для абонента: "Сейчас правят бал экосистемы. Для нас задача стать ей".

Формула четырех "К"

Типологизацию компаний, которым выгодно заводить виртуальных операторов, представил Андрей Романенко, основатель и акционер Run Capital, а также гендиректор и акционер ООО "Эвотор". Он назвал это "формулой четырех "К". Первые — те, кто имеет комьюнити. Вторые — компании, которые видят в MVNO конвергентность. Третьи находят в этом комплиментарность к своему основному опыту. Четвертые работают над клиентским опытом — им нужна лояльность.
В свое время развитие виртуальных операторов было стимулировано законом о возможности сохранения номера при смене провайдера услуг. И сейчас MVNO одобряются регулятором. "Скорее, для нас это положительный бизнес-эффект, положительная бизнес-модель, которая приносит пользу государству", — сказал на ПМЭФ руководитель Россвязи Олег Духовницкий
В Tele2 намерены только усиливать работу в направлении MVNO. По словам Сергея Эмдина, следующий шаг компании — создание MVNE (mobile virtual network enabler). Это готовое решение-платформа для компаний, желающих запустить виртуальных операторов.