Топ-3 историй с флешмоба #МойПервыйБизнесДП

Робот-рекрутер по имени Вера, вязание одежды на заказ и консалтинговый бутик-агентство — наши читатели делятся своими первыми "проектами" в бизнесе.

История №1. Как человеческая лень, любовь к людям и вера в прогресс создали прорывную идею
Мой первый бизнес — небольшая платформа для соединения работодателей и рекрутеров-фрилансеров "Стафори". Мы создали его с партнером — Владимиром Свешниковым, чтобы изменить консервативный мир рекрутмента. Не могу сказать, что бизнес развивался мегауспешно: чего-то явно не хватало.
И вот как-то перед майскими праздниками мы наконец получили большой заказ — нужно было срочно набрать 200 кладовщиков для онлайн-ретейлера. Все наши рекрутеры-фрилансеры разъехались на шашлыки, и нам с партнером ничего не оставалось, как сесть и начать звонить кандидатам самостоятельно. Мы сделали 1,6 тыс. звонков. Устали. И поняли, что рекрутеры по всей России работают так месяцами, если не годами.
Какой ужас, подумал я. 70% времени уходит у них на то, чтобы найти резюме кандидатов в Интернете. А потом надо звонить. При этом 30% резюме — это дубли, 20% кандидатов переехали в другой город — и им не подходит вакансия. Из оставшихся всего 50% ищет работу в текущий момент. Ну а заинтересовавшихся еще меньше. Мы обзвонили больше 1,5 тыс. человек, только 300 заинтересовались предложением, на собеседование пришли 80. А 80% времени мы задавали им одни и те же вопросы и отвечали на их типовые запросы — какая зарплата, график, перспективы, соцпакет.
Определенно, так работать долго может только робот. Человек просто не должен это делать… Так мы придумали робота Веру. Она ищет резюме, звонит кандидатам, проводит первые интервью, отвечает людям на вопросы. А рекрутер получает от робота финальный список кандидатов, которые уже подходят по требованиям и готовы стать сотрудниками компании.
Где же тут любовь к людям, скажете вы? Рекрутеров же уволят — робот отнимает у них работу. На самом деле, конечно, нет. Робот "забирает" рутину. Рекрутер же освобождает время для финальных очных собеседований, совершенствует программы ассессмента для персонала, делает аналитику. Занимается умными и творческими задачами. А что робот? Робот не устает, не раздражается, он может работать 24 часа в сутки в разных часовых поясах.
Что из этого вышло? Сегодня у Веры 300 компаний-клиентов, она уже провела 1,5 млн телефонных интервью (да, определенно, количество ее собеседников доказывает, что люди не боятся говорить с роботом — им это, пожалуй, по кайфу).
Ни одного рекрутера из компании от Веры не пострадало. Наоборот, теперь набирать людей можно в 10 раз быстрее.
Очень актуально, например, в преддверии чемпионата мира по футболу — 2018 (да, к этому событию мы тоже подбираем кандидатов) или при запуске нового проекта. А если вы набираете больше 1 тыс. человек в год — вообще незаменимо.
Что дальше? Пока Вера предупреждает, что она робот. Но она уже может отвечать на вопросы, и не за горами время, когда диалог будет на 100% живым и, возможно, многие даже не смогут понять, что говорят с роботом, а не с человеком. Такие случаи уже есть — один из кандидатов пытался позвать Веру на свидание. Но она не смогла вырваться — очень много работы, она же настоящий член команды.
Почему у нас получилось? Потому что мы не хотели делать рутинную работу (хотя делали ее), потому что моему партнеру было нестрашно переквалифицироваться из юриста в ИТ-специалиста (теперь он data scientist), потому что мы хотели помогать людям.
Спасибо "Деловому Петербургу" за отличный флешмоб! #МойПервыйБизнесДП
История №2
Что стоит за историей успеха? Как правило, это кропотливый труд и долгая дорога, полная препятствий и неожиданных поворотов. Всех успешных людей объединяет одно — интересный жизненный путь, который привел их к сегодняшнему дню. У кого-то он был сложнее, у кого-то проще, но это всегда захватывающее повествование. Спорим?
Игорь Логинов, генеральный директор "ВЕНЕТА СИСТЕМ", поделился невероятной историей своего вхождения в "большой бизнес", которая уходит корнями глубоко в школьные годы.
— Все началось со спичек, — с улыбкой вспоминает Игорь Александрович. — Однажды дядя привез мне целую упаковку охотничьих спичек. Для нас, мальчишек, это было невероятное развлечение, и мы с друзьями увлеченно их жгли. В тот момент у меня во дворе появилось много друзей, и я понял, что на этом можно заработать.
Первую спичку я продал однокласснику за 20 копеек, потом появились и другие желающие. Потом дядя привез мне еще спичек… Когда деньги у сверстников закончились, открылся натуральный обмен. Спички меняли на марки, марки на альбомы, и понеслось. Но больше всего мне нравилось на вырученные деньги покупать подарки маме, бабушке, соседке Ольге Константиновне.
В середине 80-х годов я освоил новое направление заработка в кооперации с моей бабушкой. Она покупала чистую шерсть, пряла ее и продавала на рынке, я же пошел дальше и стал вязать из бабушкиных ниток, а готовые изделия продавались существенно дороже клубков. Вначале замахнулся на свитера, конечно, но они давались сложно, поэтому моим коньком стали шапки-"петушки" с надписью "СПОРТ".
Товар разлетался весьма успешно, а я открывал все новые и новые горизонты рукоделия. Помню, в 7-м классе за сутки связал 30 детских пинеток, это было очень сложно, но продавались они по 3 рубля за штуку, и я заработал целых 90 рублей. Вязать мне нравилось, между делом можно было читать или смотреть телевизор — первый опыт синергии.
Процесс был отлажен: я вяжу, бабушка продает мои вещи на рынке. 10% от заработка уходило на аренду места, 20% было оплатой работы бабушки, еще 20% материал — покупал пряжу в ГУМе, а 50% доставалось мне. Космические деньги для мальчишки. И опять понеслось… В девятом классе у меня уже скопилось денег на машину, но машина мне была не нужна.
Между делом я давал деньги в долг товарищам под проценты, и это тоже приносило небольшой доход. Бизнес был вокруг меня, и мир менялся в это время. Уже тогда развивалась чуйка внутри меня, куда идти…
Была в моей юности и "серьезная взрослая" работа — трудился на стройке, зерносушилки строил в кооперативе. Потом ушел в армию, там мне тоже пригодились вязальные умения — когда денег не хватало, вязал вещи сослуживцам на заказ: женам — свитера, детям — пинетки.
Все время что-то делал руками и мозгами, но всегда много и добросовестно. Никогда не было стыдно за то, что я сделал.
Прослужив в общей сложности 10 лет на Северном флоте, уволился и переехал в Санкт-Петербург. Искал себя недолго. Попробовал себя в продажах. Там я и про спички вспомнил, и про шапочки. Перенял опыт лучших, добавил свои природные умения и довольно быстро стал коммерческим директором. А потом со временем и генеральным.
Читал много профильной литературы, учился и учил, развивал навыки руководства, обретал независимость и уверенность в своих силах, руках, мыслях, собирал вокруг себя таких же активных, целеустремленных и предприимчивых коллег. Так получилась команда, которая легко творит, развивает и развивается. Команда замечательных людей.
Последнее время моим увлечением в свободное от работы время стало слесарное дело на даче, строгаю, пилю и скрепляю, может, тоже потом превратится в бизнес.
Сейчас думаю, что нет сферы, в которой я боялся бы оказаться. Ничего не боюсь, везде смогу себя проявить. Ну и детское увлечение не бросаю, иногда вяжу, реже шью и вышиваю.
История №3. BUSINESS HISTORY BY OLGA BYKOVA
Как пришла идея продукта/сервиса? Как формировала команду, концепцию и стратегию продвижения?
Идея своего консалтингового бутик-агентства, который я назвала собственным именем и запустила в 2012 году, вызревала во мне постепенно. К тому моменту я уже 10 лет проработала в сфере управления человеческими ресурсами, в нескольких компаниях разного масштаба и специализации. И хотя в этих рамках, в качестве наемного сотрудника, можно было расти и дальше, я все же решилась пуститься в самостоятельное плавание. Тут роль сыграли два фактора.
Во-первых, я явственно видела нишу для небольшого и гибкого бизнеса, который мог бы оказывать хорошие услуги, заточенные под конкретную ситуацию клиента, по адекватным ценам. Ведь я с самого начала представляла свою команду построенной на "облачном" принципе, со свободными сотрудниками, которые могут формировать многофункциональные группы, в зависимости от стоящих перед ними задач. Иными словами, я стремилась выстроить — если использовать терминологию Фредерика Лилу — "бирюзовую" бизнес-структуру, которая отличалась бы повышенной адаптивностью и отсутствием серьезных внутренних барьеров и конфликтов.
В результате я рассчитывала создать проект, способный на создание синергетического эффекта от сотрудничества между мной как источником знаний, опыта и коучинга и моими коллегами, которых я привлекаю к работе. Как показала практика, я не ошиблась. Клиентам нравится, что мы способны подстраиваться под них, генерируя буквально уникальные решения, и предлагать свои услуги по привлекательной цене, которая становится возможной при отсутствии раздутых штатов и зашкаливающих транзакционных издержек.
Какими были первые шаги по продвижению? Главные сложности, с которыми столкнулись при выходе на рынок?
Второй же фактор, который мотивировал меня и давал мне сил и уверенности, кроется в особенностях моей биографии. Я родилась и выросла в советской Средней Азии, в регионе, где вслед за распадом СССР началась гражданская война, которая несла с собою разрушения, голод и непрекращающуюся угрозу жизни. Это меня закалило, и уже с 13 лет, когда меня перевезли в Петербург, я была готова к рискам и взятию ответственности за свою жизнь только на себя. Пожалуй, этот бэкграунд дал — и продолжает давать — мне некоторое конкурентное преимущество.
Впрочем, породить идею и некое виденье — это только полдела. Любому бизнесу нужны ресурсы, которые превышают порог входа, а также возможности для собственного продвижения для завоевания клиентской базы. С первым фактором особых проблем у меня не было: все же за период работы на не самых низких должностях аккумулировать некий объем средств у меня получилось. Тем более что пресловутый порог входа в моем случае был сравнительно невысок — как я уже говорила, я никогда не видела свой проект жестко структурированным и, что называется, "прожорливым".
А вот второй фактор все же представлял собою вызов. Я, конечно, обросла к тому моменту социальным капиталом в виде ряда знакомств и сети контактов. Однако для полноценного бизнеса этого было мало. Поэтому я сделала упор на новые медиа. Сейчас уже никого не удивишь бизнесом через через "ВКонтакте" или Instagram. Более того, на мой взгляд, сейчас там наблюдается некое "перепроизводство" игроков, которые из-за повышенной конкуренции не всегда адекватно себя ведут, что проявляется в ошибочном таргетинге и неверно сформулированных месседжах. 5 же лет назад все было попроще, так что момент я выбрала правильный.
Всем начинающим стартап: я готова ответить на любой ваш вопрос, если вы попытаетесь совершить невозможное. Может быть, потерпите неудачу. Попытаетесь снова. Не ошибаются только те, кто боится действовать. Это ваш момент. Не упустите его!