Перестановки в рознице

Ситуация в экономике заставляет ретейлеров консолидироваться и оптимизировать бизнес. Некоторые игроки покинули рынок, но пришли в Петербург и новички.

Оборот розничной торговли в России по итогам прошлого года вырос в сопоставимых ценах по сравнению с показателем 2016 года на 1,2% и составил 29 трлн 804 млрд рублей, зафиксировал Росстат. Оборот розничной торговли в Петербурге в 2017 году вырос на 2,9%, до 1,3 трлн рублей.
После тяжелых нескольких лет кризиса последний год розница начала оживать, и оборот розничной торговли впервые за 2 года показал положительную динамику. Но динамика доходов населения пока не радует ретейлеров. По одежным сетям кризис ударил сильнее всего, отбросив объем этого рынка на 5 лет назад.
Люди по–прежнему экономят, растет доля населения, покупающая товары по акциям, уровень доходов населения продолжает снижаться, и подъема покупательской активности в 2018 году бизнесмены не ждут. Представителям розничной торговли пришлось адаптироваться к ситуации — оптимизировать максимально свои бизнес–процессы, завлечь покупателя промоакциями, договориться с поставщиками и найти свое место на рынке.

В погоне за скидкой

"Мы вступили в эпоху "черрипикеров" (охотников за промоакциями. — Ред.). Их доля, по нашим прогнозам, увеличится до 25%. В то время как в 2011 году таких было всего 3%", — отмечает Илья Ломакин–Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли.
Самой громкой новостью для розницы стал уход Сергея Галицкого — основатель сети магазинов "Магнит" продал ВТБ 29,1% акций компании. Рынок забурлил: государство заинтересовалось ретейлом, а один из самых успешных топ–менеджеров рынка покинул этот бизнес.
По итогам прошлого года обновился рейтинг федеральных продовольственных сетей. X5 Retail Group стала лидером продовольственной розницы по итогам года, компании удалось вернуть себе статус крупнейшего в стране ретейлера по годовой выручке впервые с 2013 года, когда она уступила лидерство краснодарскому "Магниту".
"Темп роста реальных располагаемых доходов населения оставался в отрицательной зоне в течение года, а восстановление индекса потребительской уверенности населения замедлилось в конце года", — комментировал итоги года главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман.
Торговая сеть "Лента" по итогам года стала четвертым продовольственным ретейлером в стране, с этой позиции петербургская компания сместила "Дикси". "Мы ожидаем в текущем году определенных улучшений в макроэкономической ситуации и потребительском спросе", — комментирует генеральный директор "Ленты" Ян Дюннинг операционные результаты 2017 года.

Петербург в сетях

Петербургский розничный рынок тоже порадовал новостями. В ноябре финская Prisma заявила о разморозке планов своего развития, компания оптимизирует работу в России и закрывает нерентабельные гипермаркеты и супермаркеты и делает ставку на мини–формат.
В декабре сеть "Верный" приняла решение о возобновлении программы открытия новых магазинов. Петербургский бизнесмен, основатель "Техношока" Виктор Гордейчук заявил об активной экспансии своего второго розничного актива — сети магазинов оптики "Счастливый взгляд" и выходе премиального проекта "Реноме" на федеральный уровень.
В 2017 году открыли свои первые магазины в Петербурге московские сети АВ Daily и Hoff. Крупнейшая в стране сеть алкомаркетов "Красное и белое" в апреле прошлого года вышла на петербургский рынок.
В мае этого года в Петербург вышла сеть "ВкусВилл", агентство INFOLine называет ее одной из самых успешных российских специализированных сетей — с 2012 года "ВкусВилл" вырос примерно в 9 раз. "Мы откроем несколько магазинов в Петербурге, и покупатели своими посещениями проголосуют, нужны ли мы им. После этого будем принимать решение о расширении присутствия в Северной столице", — пояснил директор по развитию компании "ВкусВилл" Михаил Мамчур.

Сдают позиции

Но были и потери. "О’Кей" под занавес уходящего года заявил о продаже своих супермаркетов лидеру рынка Х5 Retail Group. Ретейлер решил развивать только гипермаркеты и дискаунтеры. В сделку вошли 32 супермаркета, 18 из которых расположены в Петербурге. Х5 Retail Group ребрендировали купленные объекты под свои супермаркеты "Перекресток".
Финская корпорация Kesko окончательно покинула российский рынок. В 2016 году она продала свои продуктовые магазины "К–руока" сети "Лента", в феврале этого года компания продала свои 12 магазинов товаров для дома и ремонта "К–раута" конкуренту "Леруа Мерлен" за 12 млрд рублей.
Эта новость заставила понервничать местных игроков рынка, которые называют лидера DIY–рынка французскую "Леруа Мерлен" не иначе как "зеленым чудовищем". Покупка актива Kesko увеличивает сеть "Леруа Мерлен" с четырех до 12 точек и делает ее крупнейшим игроком в Северной столице.
Продовольственные сети не выдерживают конкуренции с федеральными гигантами. Сеть "Нетто" готовится покинуть рынок, часть точек компании уже закрылась, а в других проводится распродажа товарных остатков. Ее конкурент сеть "Естный" получила иски о банкротстве, свои магазины она закрыла еще весной.

Конфликт интересов

Другой крупный петербургский игрок не сдается и продолжает работу. Битва акционеров за "Юлмарт", длившаяся с начала 2016 года, в прошлом году перешла в новую фазу. Против одного из совладельцев компании, Дмитрия Костыгина, возбудили уголовное дело и посадили под домашний арест.
Выручка "Юлмарта" за прошлый год упала на 40%, до 29,5 млрд рублей. "Юлмарт" успел получить несколько банкротных исков, неоднократно разбирался с банками насчет выданных кредитов, сократил число пунктов выдачи заказов, выставил на продажу центры исполнения заказов, перевел компанию на новое юридическое лицо и провел масштабное сокращение сотрудников.
После оптимизации ретейлер начал в этом году развивать новый формат центров исполнения заказов малого формата площадью 300–1000 м2 в шаговой доступности от метро, на первых линиях крупных магистралей, в популярных торговых центрах.
Ретейлеры предполагают, что оборот розничной торговли по итогам 2018 года вряд ли превысит 1,5–1,6% — это почти в 2 раза ниже базового прогноза Минэкономразвития РФ. Рынок ждет дальнейшая консолидация, развитие онлайн–торговли и ставка на использование Big Data, уверены эксперты.