Место для дискуссий

Обсудить сопровождающие бизнес проблемы, поделиться опытом, привлечь инвестиции предприниматели могут в рамках различных экономических форумов в России.

Первым масштабным бизнес–форумом в России стал Петербургский экономический форум (ПЭФ), который в 1997 году был организован Советом Федерации РФ и Межпарламентской ассамблеей СНГ. После этого в стране возникло множество инвестиционных и экономических форумов в разных регионах, и сейчас в России насчитывается около 30 значимых постоянно работающих открытых бизнес–площадок. В пятерку наиболее престижных входят Петербургский экономический форум (ПМЭФ), Международный инвестиционный форум в Сочи, Петербургский международный инвестиционный форум, Деловой форум "Россия", Красноярский экономический форум.

Заявить о себе

Изначально основным драйвером возникновения движения по созданию бизнес–форумов стал недостаток средств для полноценного экономического развития регионов, поэтому предприниматели ехали на такие площадки главным образом за инвестициями. Сегодня экономические форумы в основном преобразовались в территорию, где просто налаживаются новые связи и активно проводятся переговоры.
"Публичные мероприятия нацелены прежде всего на обмен информацией. Это отличная возможность, сделав хороший доклад или поучаствовав в конструктивной дискуссии, донести свои видения до участников рынка или органов исполнительной власти. Чиновники прислушиваются к коллегиальному голосу профессионального сообщества", — убежден председатель совета директоров АО "Единый депозитарий результатов интеллектуальной собственности" Евгений Пен.
По словам эксперта, главными задачами на форумах для компаний являются повышение узнаваемости, увеличение профессионального влияния. "Уже после форума на переговорах с потенциальными клиентами участие в форуме оказывает положительное влияние на них. Это статусная вещь в их глазах", — утверждает Евгений Пен.

Направление движения

Кроме того, общение напрямую с регулятором позволяет более четко понимать, куда движется рынок.
"Крупные форумы — отличная возможность не только для знакомства с потенциальными партнерами, но и для оценки действительного состояния и перспектив нашей экономики. Значимые экономические форумы позволяют прежде всего скоррелировать собственную оценку происходящего в экономике с объективной реальностью. Для собственников бизнеса и руководителей компаний это может стать даже основанием для корректировки стратегии развития их предприятий", — поясняет генеральный директор "Первой мебельной" Александр Шестаков.
Эксперт считает, что российский бизнес нуждается в существовании подобных открытых коммуникационных каналов, поскольку, несмотря ни на что и скорее даже вопреки геополитике, интерес глобального бизнеса к сотрудничеству с российскими компаниями растет.

Дорогой билет

Опрошенные эксперты отмечают, что, как правило, реальный эффект от экономических форумов намного ниже тех показателей, которые публично озвучиваются в официальных отчетах и СМИ. Договоры, подписываемые на форумах, обычно являются меморандумами о намерениях. И не факт, что эти намерения выльются в сделки.
"Надеяться, что форум решит проблемы прямо сейчас, бесполезно. Наша компания, к примеру, ни разу не заключала договоры на форумах, но такой цели и не ставится", — говорит Евгений Пен.
При этом форумы являются достаточно затратным мероприятием. Например, в этом году стоимость участия в ПМЭФ стартует от 190 тыс. рублей.
По мнению президента группы компаний "Адвекс. Недвижимость" Александра Романенко, для многих представителей малого и среднего бизнеса такие суммы неподъемны.
"На мой взгляд, для полного раскрытия потенциала экономических форумов надо работать над тем, чтобы сделать их доступными и для рядовых российских компаний. В этом году ПМЭФ заявил очень интересные темы, в том числе связанные с развитием малого и среднего бизнеса, но стоимость стандартного пакета делает участие представителей того самого малого бизнеса в этом форуме экономически неоправданным. Это неправильно, поскольку речь идет не о площадке, где заключаются контракты (это прерогатива крупных корпораций), а о возможности увидеть новые перспективы собственного развития. Именно в этом направлении, на мой взгляд, и надо работать. Должны быть пакеты как минимум в три раза дешевле, с доступом на профильные секции", — считает Александр Романенко.
Евгений Пен также отмечает, что в последние годы в России проводится очень много форумов и конференций, что приводит к девальвации этих публичных мероприятий.
"Во–первых, на многих региональных форумах очень часто изначально заявленный состав участников совпадает примерно на 60%. Во–вторых, все труднее становится обеспечить суперзвездный состав. В–третьих, часто нет четко обозначенной темы, а сессии проводятся по принципу "все обо всем". И самое главное, перестаешь понимать, на каком форуме могут быть приняты важные решения, которые впоследствии могут повлиять на развитие рынка".