"30 fashiontech–проектов за год": технологии в индустрии моды отвоевывают рынок в России

Сферой моды овладевают новые технологии. Искусственный интеллект решает, что носить. Конструктор одежды помогает сшить обновку.

Пора учить T9 новым словам: пока еще программа для ускоренного ввода текста на телефоне не знает, что такое fashiontech, и уверенно правит его на fintech — уже доказавшую свою состоятельность отрасль на стыке технологий и финансов. В свою очередь, fashiontech объединяет технологии и моду.
Для России пока это довольно узкий и неизведанный рынок. Впрочем, эксперты уже приводят с ходу примеры fashiontech–стартапов с российскими корнями. Это московский Mirror — зеркало с дополненной реальностью, "Рафинад" — рекомендательный сервис по подбору одежды на основе искусственного интеллекта, CyberX — технология климат–контроля в одежде, Ave Eva — конструктор одежды, а также петербургский стартап "Перчатка Брайля" — он сделал предмет одежды, который решает проблему незрячих.
Под определение fashiontech–стартапа может подойти компания, которая работает на стыке информационных технологий и моды. По словам Оксаны Кочановской, президента фонда WebReady и организатора форума RUSH, отличие fashiontech–компании от обычного производителя одежды в том, что первый предлагает инновационное решение проблемы для индустрии моды.
"За последние несколько лет в этой сфере появились десятки направлений. Это, например, разработка новых материалов, 3D–печать и создание умной одежды, — рассказывает Андрей Корхов, генеральный директор компании Sarafan Technology. — Например, итальянцы из компании Orange Fiber научились делать ткань из апельсиновой кожуры, а американцы из Omius создали куртку с роботизированными вентиляционными отверстиями, которые открываются и закрываются в зависимости от температуры тела".
Sarafan Technology тоже работает на рынке fashiontech: помогает по фото определить, во что одет человек и где это можно купить. Продукт, разработанный компанией из России, оказался интересен на глобальном рынке: сейчас офис находится в США — так удобнее сотрудничать с мировыми брендами.
"С другой стороны, fashiontech — это все проекты, которые объединяют покупателя и производителя в сфере fashion, — продолжает Андрей Корхов. — Умные зеркала помогают примерить любую одежду и обувь, не переодеваясь: фасоны, размеры и цвет моделей можно менять одним движением руки. Да что там примерки — при помощи искусственного интеллекта любой покупатель может разработать свою модель одежды или обуви, остается только включить 3D–принтер, и свитер или юбка мечты готовы".
Новые материалы и устройства, встраиваемые в одежду, — это большая, но пограничная область, считает Константин Карчмарски, советник коммерциализации инноваций Департамента проектной и инновационной деятельности университета ИТМО, директор CLMI Ventures (Франция). Условно говоря, швейные машинки с искусственным интеллектом — это fashiontech, платье, которое по Bluetooth соединяется с утюгом, — тоже, а новая кофта, которая не мнется и не собирает шерсть, — вряд ли.

Размах

"Оценить объемы fashiontech из–за размытости границ и радикального изменения цепочек добавленной стоимости сложно: погрешность будет в несколько сотен миллиардов долларов, — говорит Карчмарски. — При этом мы знаем, что доля интеллектуального продукта в этом объеме будет сильно возрастать, а доля посредников — уменьшаться".
Российский рынок находится еще в начальной стадии развития. В 2017 году в стране разработано порядка 30 fashiontech–проектов, говорит Андрей Корхов. Рынок fashiontech в силу особенностей технологических рынков не может быть национальным, справедливо напоминает Константин Карчмарски. Практически все проекты либо международные, либо неуспешные.
"У России неплохие шансы в сегментах fashiontech, связанных с применением искусственного интеллекта, а в Китае очень здорово развиваются ретейл–технологии и платежные платформы. Есть интересные проекты у итальянцев, американцев и французов. Определенного лидера пока нет", — уточняет Карчмарски.

Свежий и бурный

Наибольшее развитие в России получили проекты, связанные с электронной коммерцией, почти все они ориентированы на b2c. Самые яркие примеры — это сервис по сканированию фигуры Tardis, уже упомянутый конструктор одежды AvaEva и виртуальный стилист SoFits.Me. Рынок настолько свежий и бурный, что говорить об историях успеха преждевременно, замечает Карчмарски: "Мы пока наблюдаем огромное количество похожих проектов, у которых от раунда к раунду инвестиций растут оценки, но конкуренция еще впереди. Из инвесторов у нас пока наиболее активен фонд the Untitled, у которого уже образовался приличный портфель проектов в цифровой части fashiontech".
По словам Карчмарски, российским инвесторам наиболее интересны fashiontech–проекты на ранних стадиях и в раунде А при выходе на европейский рынок. Пассивным инвесторам с низкой толерантностью к риску пока что в этом сегменте делать нечего, уверен эксперт.
Центры притяжения для стартапов из этой сферы образовались практически в каждом городе, ассоциирующемся с модой, — Милане, Париже, Нью–Йорке, Лос–Анджелесе, Гонконге. "Есть и сетевые структуры вроде Fashion Technology Accelerator, который работает в Милане, Сеуле и в Кремниевой долине. Есть корпоративные, такие как акселератор LVMH, деятельность которых направлена на трансформацию собственной компании", — приводит примеры Карчмарски.

Ждет трансформация

"Направление fashiontech — это совокупность областей, которые требуют каждая своего анализа. Сюда входит производство материалов, станков, маркетинг, ретейл, все задействованные ниши от желания потребителя одеться до получения им продукта", — напоминает Оксана Кочановская.
Примерные оценки такие: общий объем рынка к 2020 году будет превышать $10 млрд. Среди самых заметных иностранных акселераторов, ориентированных на fashiontech, Оксана Кочановская называет New York Fashion Tech Lab и STATION F совместно с L'Oreal. Среди крупных корпораций, вкладывающихся в собственные решения в этой сфере, — Nike, Ralph Lauren, Томму Нilfiger. До 75% fashion–компаний в 2018–2019 годах планируют вкладываться в искусственный интеллект и применять цифровые технологии. "Нас ждет не просто трансформация индустрии моды, а создание новой, причем, скорее всего, она послужит образцом и повлияет на другие индустрии", — говорит Карчмарски.