Как поколение Z может повлиять на формат удаленной работы

Автор фото: Сергей Коньков

За последние годы работодатели, переводящие сотрудников на удаленную работу, уже оценили и плюсы, и минусы этого формата. Однако с выходом на рынок труда поколения Z, следующего за "игреками", необходимость внедрения так называемой удаленки может оказаться под вопросом.

По данным глобального исследования The Rise of NextGen Work компании ManpowerGroup GigResponsibly, почти 40% специалистов в разных уголках мира называют гибкий график и работу из дома важным после зарплаты фактором, влияющим на выбор работодателя и карьерный рост. Тот же тренд наблюдается и в России. Согласно HeadHunter, 64% российских компаний привлекают сотрудников на удаленку.
В этом году в Петербурге предложения о таком формате работе все чаще звучат для специлистов из сфер информационных технологий и Интернета (46% от общего числа вакансий с возможностью работать удаленно), маркетинга, рекламы и PR (20%), продаж (17%), науки и образования (9%), административного персонала (8%) и искусства, медиа (7%). "Велик спрос на операторов call–центров, разработчиков, программистов, тестировщиков, менеджеров по работе с клиентами и подбору персонала, интернет–маркетологов и преподавателей", — говорит Нина Осовицкая, консультант "Премии HR–бренд".
Понятие "присутствие на рабочем месте" все более размывается и заменяется понятием "быть онлайн", отмечает Юрий Кабриц, старший вице–президент DataArt. "Особенно это характерно для сферы услуг, связанных с выездами к клиенту, и услуг, осуществляемых через Интернет", — добавляет он. "Наиболее популярна удаленная работа в сферах с демократической формой управления, где сотрудника оценивают по выполненному результату, а не по нахождению на работе. Кроме IT это юридические и финансовые услуги, маркетинг, реклама, организация мероприятий", — считает Ирина Баева, управляющий директор Regus в РФ.
"Самый масштабный успешный проект в России — это BeeFREE компании "ВымпелКом" ("Билайн"), — считает Нина Осовицкая. — Больше половины сотрудников компании имеют возможность работать вне офиса. В итоге удалось заметно сократить площади офисов и издержки по их содержанию, при этом эффективность работы не только не снизилась, но и в некоторых случаях повысилась".

Плюсы удаленки

"Плюсами для компании, выбирающей вариант удаленной работы сотрудников, станет экономия накладных и представительских расходов, а также значительное уменьшение фонда оплаты труда", — объясняет Диана Прищепа, руководитель отдела по работе с персоналом Acsour. Кроме того, у работодателя появляется больше шансов нанять опытного, высококвалифицированного сотрудника — его можно искать не только на местном рынке. Еще один плюс: специалисты из регионов готовы работать за меньшую заработную плату. Также компания может экономить на компенсационном пакете, справедливо замечает Ирина Баева.
"В среднем можно сэкономить от 15 тыс. до 30 тыс. рублей в месяц на человека в зависимости от класса офисного здания и объема допзатрат", — говорит Ольга Кузьмина, директор ManpowerGroup Russia&CIS.  По данным Василия Воропаева, основателя компании Rubrain, ри работе с удаленными сотрудниками компания экономит на фонде оплаты труда 15-20% с учетом расходов на связь и транспорт.
Интересным плюсом перевода сотрудников на удаленную работу является то, что для компании это становится бесплатным бонусом, который ценится больше, чем материальное поощрение, добавляют в ManpowerGroup Russia. При этом ИТ–бюджет не возрастает, так как современные системы объединенных коммуникаций не требуют больших расходов на организацию удаленной работы, говорит Михаил Никифоров, руководитель направления сетевых и коммуникационных решений компании "Крок". "Необходимые телеком–решения могут быть найдены и без капитальных затрат при аренде программного обеспечения и его обслуживании у надежного поставщика", — добавляет он.
"У такого формата много плюсов: если наши сотрудники не могут присутствовать на рабочем месте из–за форс–мажора или болезни, они не выпадают из бизнес–процессов. Таким образом, мы снижаем издержки: работа не останавливается ни на минуту, все задачи оперативно решаются", — делится опытом Вера Фомичева, директор по персоналу LWCOM.
"Весомый плюс удаленной работы в том, что сотрудники чаще работают эффективнее, чем в офисе. Потому что это люди, которые нацелены на результат. В офисе немного другая специфика: ты всегда на связи, к тебе можно обратиться, работа идет больше на процесс, чем на результат", — считает Юлия Серебрянская, руководитель проекта "Инициатива из России".
"Мы тоже заметили, что некоторые сотрудники работают эффективнее, если находятся вне офиса, — подтверждает Вера Фомичева. — Удаленная работа повышает уровень лояльности наших сотрудников. Для них это возможность работать из комфортного места по удобному графику и не тратить время на дорогу. Для нас же — возможность сохранить ценного для компании сотрудника и повысить производительность труда".
"Мы, русские люди, любим натуральное хозяйство: чтобы бухгалтер был справа, собственный юрист — слева, — говорит Владислав Быханов, партнер Cornerstone. — Удаленные же сотрудники — это хороший экономический эффект. Высвобождаются рабочие места, сокращаются расходы на их обслуживание, уменьшается объем потраченной электроэнергии, выпитого кофе. Если все это посчитать, без учета заработной платы получается приличная экономия". Однако главная экономия бюджета происходит все же за счет оплаты труда, подчеркивает Лев Сальц, директор департамента развития компании "Апхилл".
"Это очень выгодно, но для получения результата от работы с удаленными сотрудниками нужно иметь очень четко выстроенную структуру управления бизнес–процессами, где ставятся конкретные цели и внимательно отслеживается их достижение", — резюмирует Феликс Кугел, управляющий директор "Юнити".

Слабые стороны

Впрочем, перевод на удаленку будет эффективным не во всех случаях. "Так, западные компании, которые первыми хотели оптимизировать расходы на персонал подобным образом, возвращают людей в офисы, поскольку не получили желаемого эффекта", — говорит Нина Осовицкая. Обратной стороной телеработы является непонимание и неприятие корпоративных стандартов дистанционными сотрудниками, так как они не чувствуют себя частью коллектива, подтверждает Диана Прищепа. Кроме того, специалистам на удаленке требуется высокий уровень самодисциплины. Это значит, на работодателя ложится дополнительный функционал по обеспечению информационной безопасности, управлению, контролю деятельности. Нужно тщательно подготовить самих руководителей и обучить их, как управлять командой издалека, предупреждает Нина Осовицкая.
"Среди часто возникающих проблем — необходимость прилагать большие усилия для организации сотрудничества между удаленными сотрудниками и контроля за ними в течение рабочего дня", — подтверждает Ирина Баева. Компании придется искать новые схемы управления, мотивации, создания team spirit команды, в которой все работают удаленно, подчеркивает Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива".
К тому же далеко не всех сотрудников можно переводить на удаленную работу полностью: это зависит и от того, чем они занимаются, и от того, в какой отрасли трудятся, и от личных качеств человека. По словам Владислава Быханова, практически в любой компании можно перевести на удаленный доступ 50% сотрудников.
"Удаленные сотрудники наиболее оправданны в тех сферах, где для работы не требуется специальное оборудование", — говорит Ольга Тарасевич, HR–директор EnglishDom. Еще один важный критерий оправданности такого перехода — риск утечки информации, которой владеет сотрудник.
Чтобы нивелировать эти минусы, эксперты советуют использовать схему с частичной удаленностью: можно находиться в офисе 1–3 дня в неделю, а остальное время работать из другого места. "Работодатель в этом случает "зарабатывает очки" в глазах сотрудника, а для работника это может стать отличной профилактикой выгорания и дополнительным плюсом работы в компании, по сути, небольшим бенефитом", — считает Нина Осовицкая.

Поколенческие игры

Неизбежность организации инфраструктуры для удаленной работы работодателям показали прежде всего "игреки". Создав необходимую экосистему для них, потратив на это время и деньги, компании, однако, могут столкнуться с тем, что следующему за "игреками" поколению она не будет нужна. Эксперты предупреждают: перевод Z (поколение, рожденное в 2000–х) на удаленку может принести не плюсы, а минусы для бизнеса. "Для Z–сотрудников удаленная работа не будет являться особо привлекательной: они заинтересованы в признании своих профессиональных достижений коллективом, в интересной командной работе, в совместном брейнсторминге. Привлечение таких сотрудников для телеработы еще сильнее сокращает их лояльность к работодателю", — подтверждает Диана Прищепа.
"Предположение, что Z настроены работать в офисе, выглядит пока более правдоподобно, чем тезис, что якобы скоро все россияне будут работать удаленно и по гибким графикам. Дело в том, что развитие технологий, создающих широкие возможности для дистанционной работы и общения, провоцирует усиление так называемого "синдрома одиночества". За рубежом уже забили тревогу по поводу нехватки личного общения как в частной, так и в профессиональной жизни", — говорит Татьяна Баскина, заместитель генерального директора кадрового холдинга "Анкор".